Мой блог
Назад
Автор: admin
Сергей Андрияка. Рисунок
Рисунком в школе я занимался очень много, и он даже меня на каком-то этапе моей учебы интересовал больше, чем живопись. Да, был такой период. Но я тогда рисовал без учета того, что рисунок должен обязательно иметь свое конечное предназначение. Рисунок имеет цель. Для чего он создается? Для живописи. Рисунок функционален. Я рисовал деревья, природу, портреты... много чего. Но сегодня, пересматривая эти рисунки, я с сожалением понимаю: у них нет цели. И не могу эти рисунки использовать в своей работе.
Со временем я начал работать по памяти. И в такие моменты рисунок стал единственным, что помогало мне в моей работе. Причем, это был совершенно другой рисунок. Вот представьте себе: вы сначала делаете рисунок просто так. Вот вы рисуете человека, дерево, архитектуру. Но вы делаете все это ради того, чтобы просто нарисовать. Совершенно другое дело, когда мне нужно сделать рисунок для того, чтобы потом, уже не видя этого объекта, по этому рисунку написать картину. Это совершенно другое рисование.
Что значит сделать картину по памяти? Я выхожу в город, вижу красивый монастырь. Понимаю, что в мастерской я этот монастырь перед глазами иметь не буду. И я должен буду только по одному рисунку написать большую картину. Отмечаю стрелочками разные оттенки архитектуры, неба, может быть, какой-то кустарник, деревья. Иногда возвращаюсь к этим рисункам через много-много лет. У меня так был сделан рисунок Великого Устюга в 1980 году, а написал я эту вещь в восемьдесят восьмом году. И вот те рисунки, которые представлены в этом альбоме, говорят как раз о том, что рисунок, сегодняшний рисунок, функционален, он совершенно другой.
К сожалению, в наших учебных заведениях, и в Суриковском институте, в котором я учился, рисунок не был функционален. Мы рисовали просто ради того, чтобы рисовать. Отрыв живописи от рисунка. Нам бы почаще вспоминать классику, старых мастеров. Они рисовали очень много, создавали какие-то образы. Рисовали людей с натуры, античные скульптуры, потом преобразовывая их в свои картины. Но эти рисунки всегда имели целевую направленность.
Совершенно понятно, что какой-нибудь император, король или герцог, которых писал художник, не могли позировать от начала до конца много сеансов. Художник мог только в течение очень короткого времени сделать тот рисунок, по которому он должен был передать характер, образ человека, его похожесть и все то, что ему соответствовало. Поэтому это был целевой рисунок. Его нельзя назвать точно: набросок ли это, длительный ли рисунок, но это было рисование ради живописи. Поэтому в данном альбоме я представляю именно такой рисунок. Конечно, здесь есть ранние рисунки, которые, может быть, не отвечают этим целям. Но основная часть – это рисунки ради живописи. Это совершенно другое рисование.
Наши дети в школе часто рисуют животных. Допустим, мне нужно создать живопись по фарфору, сервиз с фазанами, очень красивыми птицами. Конечно, я могу сделать рисунки, наброски этих фазанов в зоопарке. Но если я буду знать, что мне нужно будет на тарелках, чашках, блюдцах, кофейниках и так далее создать образ фазанов и сделать это целенаправленно, я буду совершенно по-другому рисовать. И тогда мои рисунки, безусловно, будут мне помощниками, а не просто сами по себе как самоценность, как графика.
Со временем я начал работать по памяти. И в такие моменты рисунок стал единственным, что помогало мне в моей работе. Причем, это был совершенно другой рисунок. Вот представьте себе: вы сначала делаете рисунок просто так. Вот вы рисуете человека, дерево, архитектуру. Но вы делаете все это ради того, чтобы просто нарисовать. Совершенно другое дело, когда мне нужно сделать рисунок для того, чтобы потом, уже не видя этого объекта, по этому рисунку написать картину. Это совершенно другое рисование.
Что значит сделать картину по памяти? Я выхожу в город, вижу красивый монастырь. Понимаю, что в мастерской я этот монастырь перед глазами иметь не буду. И я должен буду только по одному рисунку написать большую картину. Отмечаю стрелочками разные оттенки архитектуры, неба, может быть, какой-то кустарник, деревья. Иногда возвращаюсь к этим рисункам через много-много лет. У меня так был сделан рисунок Великого Устюга в 1980 году, а написал я эту вещь в восемьдесят восьмом году. И вот те рисунки, которые представлены в этом альбоме, говорят как раз о том, что рисунок, сегодняшний рисунок, функционален, он совершенно другой.
К сожалению, в наших учебных заведениях, и в Суриковском институте, в котором я учился, рисунок не был функционален. Мы рисовали просто ради того, чтобы рисовать. Отрыв живописи от рисунка. Нам бы почаще вспоминать классику, старых мастеров. Они рисовали очень много, создавали какие-то образы. Рисовали людей с натуры, античные скульптуры, потом преобразовывая их в свои картины. Но эти рисунки всегда имели целевую направленность.
Совершенно понятно, что какой-нибудь император, король или герцог, которых писал художник, не могли позировать от начала до конца много сеансов. Художник мог только в течение очень короткого времени сделать тот рисунок, по которому он должен был передать характер, образ человека, его похожесть и все то, что ему соответствовало. Поэтому это был целевой рисунок. Его нельзя назвать точно: набросок ли это, длительный ли рисунок, но это было рисование ради живописи. Поэтому в данном альбоме я представляю именно такой рисунок. Конечно, здесь есть ранние рисунки, которые, может быть, не отвечают этим целям. Но основная часть – это рисунки ради живописи. Это совершенно другое рисование.
Наши дети в школе часто рисуют животных. Допустим, мне нужно создать живопись по фарфору, сервиз с фазанами, очень красивыми птицами. Конечно, я могу сделать рисунки, наброски этих фазанов в зоопарке. Но если я буду знать, что мне нужно будет на тарелках, чашках, блюдцах, кофейниках и так далее создать образ фазанов и сделать это целенаправленно, я буду совершенно по-другому рисовать. И тогда мои рисунки, безусловно, будут мне помощниками, а не просто сами по себе как самоценность, как графика.