Мой блог
Назад
Автор: admin
КЛАССИКА РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ. Часть III
... "Естественно, что я попробовал преподавать, – рассказывает Сергей, – не сидеть же, как какой-нибудь Кащей, с обретёнными знаниями. Так и пошло дальше: преподавание, выставки. Сегодня, благодаря громадной помощи Правительства Москвы, с 1999 года действует Школа классической акварели. В ней мы учим юных москвичей основам профессионального мастерства". Художник вспоминает: "Нашу Школу акварели Юрий Михайлович Лужков открывал в начале учебного 1999 года. Здание строители построили чудеснейшее. Однако натюрмортного фонда не было. Мы обратились к зрителям нашей выставки за помощью. Москвичи отзывчивы. Они принесли массу, может быть, сегодня и мало нужных в хозяйстве, но совершенно удивительных старых предметов для учебных постановок. До сих пор им всем благодарен".
Художник много повидал в своих поездках. Они были и с выставками, и с целью знакомства с музеями. Совсем редки поездки для отдыха: не отпускают рабочие планы и служебная загрузка. Тем не менее, маршруты художника пролегли по Болгарии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Польше, Франции, Америке, Англии, Германии, Австрии, Греции и Кипру, другим странам. В походной сумке мастера всегда есть краски, этюдник, планшет с бумагой, кисти, карандаши. Так появляются натурные "Ночной Париж" и "Средневековый замок в центральной Франции", "Дворец Гугун" в Пекине или "Георгиевский монастырь" на острове Кипр в Греции. Особое значение в этих путешествиях имели две поездки в Англию. Признанная родина акварели, эта страна в своей современной художественной культуре значительно утратила былые замечательные традиции. "В целом высок, даже более серьёзен, чем у нас, уровень общего школьного художественного образования. Учат не случайные люди, а художники. Но старая классическая акварельная школа значительно потеснена влиянием американизма. Традиции уходят вместе с последними мастерами".
Ни с чем не сравнимое впечатление художник получил от знакомства со старым акварельным наследием. "Я обратил внимание на то, что во многих замках, богатых старых домах акварели в немалом количестве висят на стенах. При этом они имеют прекрасную сохранность. Поговорил об этом с несколькими знатоками. Маститые коллекционеры в один голос подтвердили догадку – англичане в старину использовали только натуральные краски и тряпичную бумагу. Любопытно также, что, как и на континенте, художники использовали для получения тёмных тонов натуральный гуммиарабик. Старая английская акварель потрясающая. У нас в России её, к глубочайшему сожалению, почти никто не знает". Мастер отметил, что старые художники могли создавать как миниатюры, так и громадные, реалистического содержания, акварели. В них, помимо поэтичности, безусловное понимание тона, его связи с цветом.
Сергей Андрияка рассказывает, какое сильное впечатление на него произвели увиденные впервые акварели Бонингтона. "Невольно посмотрел его глазами на природу Англии и понял, как поразительно он был прав, как поэтичен и точен одновременно". С Англией у художника оказалось связано и начало работы над сериями интерьеров. В крупных, живописных листах художнику пришлось решать много новых задач. Это взаимоотношения природного и искусственного света, цветовое состояние среды, передача иллюзии пространства. "Работая над интерьерами, – рассказывает художник, – очень многому научился. Самое сложное, с чем столкнулся, это оптика цвета, иные условия световой среды. Произведения увидел советник по культуре английского парламента. Тут же последовало предложение: написать на заказ некоторые интерьеры Вестминстера. В результате я получил доступ в Палату общин, Палату лордов, в апартаменты мадам Спикер. Акварели писал с натуры. А за спиной всё время маячил полицейский. Первый случай за несколько десятилетий, когда русский живописец, да и вообще современный художник, допускался к подобной "модели". Так что охрана было начеку. Работы всем понравились".
С ещё большим увлечением художник, по возвращении на Родину, начал работать над композициями, посвящёнными отечественной природе. Тяга в разлуке к "своему", обострённое понимание прелести национальных и градостроительных традиций вызвали в его творчестве новую серию подмосковных пейзажей и видов русских городов. Старинные церкви, московские улочки и закоулки, всеми любимые бульвары и выдающиеся архитектурные ансамбли обрели под кистью художника особую красоту. Подобное хоралу звучание листа "Большой театр" соседствовало с лирической композицией "Снег идёт (Демидовский особняк)". Небольшая церковь Преображения Господня в Богородском одним своим обликом раскрывала минувшие жизнь и быт далекой московской полудеревенской окраины. Но её живописную гармонию можно считать своеобразной предтечей композиции "Кремлёвские соборы". Громадное произведение было создано Сергеем Андриякой в 2000 году, переломном к новому тысячелетию истории страны.
С особым вниманием начал живописец создавать серию, посвящённую московским храмам. Православный по мировосприятию человек, он стремится запечатлеть многие уголки старой Москвы. Его интересуют как старинные памятники зодчества, так и то, что воссоздано или создаётся вновь. Реализовался проект строительства на Красной площади Казанской церкви, художник уже запечатлевает уголок возрождённого ансамбля. Началось воссоздание Храма Христа Спасителя – и несколько листов, с недостроенными стенами, с вертикалями подъёмных кранов, отложились в папках художника. "Это же частичка новой истории Москвы, такое больше не повторится, поэтому надо зарисовать", – убеждён Сергей Андрияка. Подобных случаев много. Живописец осуществляет подобную работу планомерно. Москва такой динамично живущий город, что для художника он всегда будет интересен.
Не случайно в период обострённого общественного интереса к истории страны в творчестве художника появились пейзажи, восходящие к прошлому столицы. Это гигантские по размерам панорамы Москвы с крыши Храма Христа Спасителя, вид Москвы с Воробьёвых гор, вид кремлевской набережной, вид столицы со стороны Швивой горки. Воссоздавая эти городские пространства, живописец обратился к материалам музеев и библиотек. Карты Москвы и знаменитый фотографический "найдёновский альбом", гравюры московских видов и дореволюционные открытки – всё было одинаково интересно Сергею Андрияке. Стремясь почувствовать ушедшую атмосферу городской жизни, он обратился к трудам Забелина и Пыляева, к воспоминаниям старожилов и известному юбилейному изданию Вистенгофа. "Ничего из этого изобразить нельзя, я понимаю, – заметил художник, – но передать чувство старины через краски, цветовые сочетания очень хочется". Так и получилось. Поэтому на любой выставке около созданных художником панорам толпится народ. Обсуждают, спорят, изучают.
Подобные наблюдения возникают и при взгляде на многочисленные натюрморты живописца. Натюрморт – это красиво, но всегда искусственно поставленная задача. Художник рассказывает о предметах, об особенностях и красоте вещного мира. Он предлагает зрителю задуматься о смысловом содержании осуществлённой постановки. Так, натюрморты со старинными книгами возвращают нас в прошлое. Каждая страница была многократно прочитана нашими предками, и это не может нас не волновать. Сдержанная красота золотистого колорита таких натюрмортов сообщает им некую таинственность и благородство. Наоборот, цветы и фрукты радуют нас изобилием даров природы. Они пленяют своей яркостью, многоцветием, чувством праздника жизни. Каждая акварель оказывается неповторимой по цвету и композиционному решению.
Тот же принцип сохраняется и в пейзажных произведениях художника. При этом живописец всегда внимателен к задачам колорита. В каждом отображаемом мотиве прежде всего остаётся впечатление природного состояния – в его бесконечном и неповторимом многообразии. Кажется, что для художника не существует понятия "неинтересный сюжет". Глаз зрителя то любуется общим силуэтом архитектурного ансамбля, то открывает для себя чудо отдельной детали. Художник в каждой своей акварели словно бы обращается к современникам – вглядитесь в красоту мира, почувствуйте его цветовое многообразие!
Творчеству московского мастера всегда был присущ дух эксперимента. Самый непритязательный мотив оказывается, при правдивости художественного образа, чарующим по своим краскам, запоминающимся, выразительным по компоновке. Усложнились живописная техника и красочная палитра художника. При этом признанный мастер не перестаёт учиться. Делая выставки, видя себя со стороны, он извлекает пользу для своего дальнейшего творчества. Преподавание также способствует профессиональному росту мастера. "Объясняя ученикам – объясняешь себе".
От суматошных впечатлений городской жизни, иногда диссонансом воздействующих на чувства, акварелист спасается на природе. Постоянен его интерес к издавна любимому миру лугового разнотравья. Обычные лютики или первоцветы обрели под его кистью цветовую выраженность, не уступающую листам, где запечатлелись пышные букеты. Но скромный букетик фиалок ему всё равно милее для сердца. Каждая подобная постановка – всегда греющее душу переживание. Минувшие годы не прошли для Сергея Андрияки даром. Его талант значительно развился, творчество обогатилось новыми гранями. Облик юноши исчез, но душа живописца сохранила чудесный дар молодости – вечно удивляться красоте окружающего мира.
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, Сергей Николаевич Андрияка утверждает: "В жизни человека очень важным является видение окружающей его красоты. Художник должен раскрыть и одухотворить эту красоту. Без неё мир оскудеет. Особенно это важно сейчас, когда рационализм и плоский материализм всё больше поглощают душу человека".
Обращение к красоте было присуще всей классической мировой культуре. Искусство всегда было обращено к человеку. Оно поэтизировало его повседневную жизнь. Никогда не было малым деяние или слово, с добрыми чувствами обращённое к людям. Этой традиции и верен художник.
В.Погодин,
историк искусства
Художник много повидал в своих поездках. Они были и с выставками, и с целью знакомства с музеями. Совсем редки поездки для отдыха: не отпускают рабочие планы и служебная загрузка. Тем не менее, маршруты художника пролегли по Болгарии, Италии, Бельгии, Швейцарии, Польше, Франции, Америке, Англии, Германии, Австрии, Греции и Кипру, другим странам. В походной сумке мастера всегда есть краски, этюдник, планшет с бумагой, кисти, карандаши. Так появляются натурные "Ночной Париж" и "Средневековый замок в центральной Франции", "Дворец Гугун" в Пекине или "Георгиевский монастырь" на острове Кипр в Греции. Особое значение в этих путешествиях имели две поездки в Англию. Признанная родина акварели, эта страна в своей современной художественной культуре значительно утратила былые замечательные традиции. "В целом высок, даже более серьёзен, чем у нас, уровень общего школьного художественного образования. Учат не случайные люди, а художники. Но старая классическая акварельная школа значительно потеснена влиянием американизма. Традиции уходят вместе с последними мастерами".
Ни с чем не сравнимое впечатление художник получил от знакомства со старым акварельным наследием. "Я обратил внимание на то, что во многих замках, богатых старых домах акварели в немалом количестве висят на стенах. При этом они имеют прекрасную сохранность. Поговорил об этом с несколькими знатоками. Маститые коллекционеры в один голос подтвердили догадку – англичане в старину использовали только натуральные краски и тряпичную бумагу. Любопытно также, что, как и на континенте, художники использовали для получения тёмных тонов натуральный гуммиарабик. Старая английская акварель потрясающая. У нас в России её, к глубочайшему сожалению, почти никто не знает". Мастер отметил, что старые художники могли создавать как миниатюры, так и громадные, реалистического содержания, акварели. В них, помимо поэтичности, безусловное понимание тона, его связи с цветом.
Сергей Андрияка рассказывает, какое сильное впечатление на него произвели увиденные впервые акварели Бонингтона. "Невольно посмотрел его глазами на природу Англии и понял, как поразительно он был прав, как поэтичен и точен одновременно". С Англией у художника оказалось связано и начало работы над сериями интерьеров. В крупных, живописных листах художнику пришлось решать много новых задач. Это взаимоотношения природного и искусственного света, цветовое состояние среды, передача иллюзии пространства. "Работая над интерьерами, – рассказывает художник, – очень многому научился. Самое сложное, с чем столкнулся, это оптика цвета, иные условия световой среды. Произведения увидел советник по культуре английского парламента. Тут же последовало предложение: написать на заказ некоторые интерьеры Вестминстера. В результате я получил доступ в Палату общин, Палату лордов, в апартаменты мадам Спикер. Акварели писал с натуры. А за спиной всё время маячил полицейский. Первый случай за несколько десятилетий, когда русский живописец, да и вообще современный художник, допускался к подобной "модели". Так что охрана было начеку. Работы всем понравились".
С ещё большим увлечением художник, по возвращении на Родину, начал работать над композициями, посвящёнными отечественной природе. Тяга в разлуке к "своему", обострённое понимание прелести национальных и градостроительных традиций вызвали в его творчестве новую серию подмосковных пейзажей и видов русских городов. Старинные церкви, московские улочки и закоулки, всеми любимые бульвары и выдающиеся архитектурные ансамбли обрели под кистью художника особую красоту. Подобное хоралу звучание листа "Большой театр" соседствовало с лирической композицией "Снег идёт (Демидовский особняк)". Небольшая церковь Преображения Господня в Богородском одним своим обликом раскрывала минувшие жизнь и быт далекой московской полудеревенской окраины. Но её живописную гармонию можно считать своеобразной предтечей композиции "Кремлёвские соборы". Громадное произведение было создано Сергеем Андриякой в 2000 году, переломном к новому тысячелетию истории страны.
С особым вниманием начал живописец создавать серию, посвящённую московским храмам. Православный по мировосприятию человек, он стремится запечатлеть многие уголки старой Москвы. Его интересуют как старинные памятники зодчества, так и то, что воссоздано или создаётся вновь. Реализовался проект строительства на Красной площади Казанской церкви, художник уже запечатлевает уголок возрождённого ансамбля. Началось воссоздание Храма Христа Спасителя – и несколько листов, с недостроенными стенами, с вертикалями подъёмных кранов, отложились в папках художника. "Это же частичка новой истории Москвы, такое больше не повторится, поэтому надо зарисовать", – убеждён Сергей Андрияка. Подобных случаев много. Живописец осуществляет подобную работу планомерно. Москва такой динамично живущий город, что для художника он всегда будет интересен.
Не случайно в период обострённого общественного интереса к истории страны в творчестве художника появились пейзажи, восходящие к прошлому столицы. Это гигантские по размерам панорамы Москвы с крыши Храма Христа Спасителя, вид Москвы с Воробьёвых гор, вид кремлевской набережной, вид столицы со стороны Швивой горки. Воссоздавая эти городские пространства, живописец обратился к материалам музеев и библиотек. Карты Москвы и знаменитый фотографический "найдёновский альбом", гравюры московских видов и дореволюционные открытки – всё было одинаково интересно Сергею Андрияке. Стремясь почувствовать ушедшую атмосферу городской жизни, он обратился к трудам Забелина и Пыляева, к воспоминаниям старожилов и известному юбилейному изданию Вистенгофа. "Ничего из этого изобразить нельзя, я понимаю, – заметил художник, – но передать чувство старины через краски, цветовые сочетания очень хочется". Так и получилось. Поэтому на любой выставке около созданных художником панорам толпится народ. Обсуждают, спорят, изучают.
Подобные наблюдения возникают и при взгляде на многочисленные натюрморты живописца. Натюрморт – это красиво, но всегда искусственно поставленная задача. Художник рассказывает о предметах, об особенностях и красоте вещного мира. Он предлагает зрителю задуматься о смысловом содержании осуществлённой постановки. Так, натюрморты со старинными книгами возвращают нас в прошлое. Каждая страница была многократно прочитана нашими предками, и это не может нас не волновать. Сдержанная красота золотистого колорита таких натюрмортов сообщает им некую таинственность и благородство. Наоборот, цветы и фрукты радуют нас изобилием даров природы. Они пленяют своей яркостью, многоцветием, чувством праздника жизни. Каждая акварель оказывается неповторимой по цвету и композиционному решению.
Тот же принцип сохраняется и в пейзажных произведениях художника. При этом живописец всегда внимателен к задачам колорита. В каждом отображаемом мотиве прежде всего остаётся впечатление природного состояния – в его бесконечном и неповторимом многообразии. Кажется, что для художника не существует понятия "неинтересный сюжет". Глаз зрителя то любуется общим силуэтом архитектурного ансамбля, то открывает для себя чудо отдельной детали. Художник в каждой своей акварели словно бы обращается к современникам – вглядитесь в красоту мира, почувствуйте его цветовое многообразие!
Творчеству московского мастера всегда был присущ дух эксперимента. Самый непритязательный мотив оказывается, при правдивости художественного образа, чарующим по своим краскам, запоминающимся, выразительным по компоновке. Усложнились живописная техника и красочная палитра художника. При этом признанный мастер не перестаёт учиться. Делая выставки, видя себя со стороны, он извлекает пользу для своего дальнейшего творчества. Преподавание также способствует профессиональному росту мастера. "Объясняя ученикам – объясняешь себе".
От суматошных впечатлений городской жизни, иногда диссонансом воздействующих на чувства, акварелист спасается на природе. Постоянен его интерес к издавна любимому миру лугового разнотравья. Обычные лютики или первоцветы обрели под его кистью цветовую выраженность, не уступающую листам, где запечатлелись пышные букеты. Но скромный букетик фиалок ему всё равно милее для сердца. Каждая подобная постановка – всегда греющее душу переживание. Минувшие годы не прошли для Сергея Андрияки даром. Его талант значительно развился, творчество обогатилось новыми гранями. Облик юноши исчез, но душа живописца сохранила чудесный дар молодости – вечно удивляться красоте окружающего мира.
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, Сергей Николаевич Андрияка утверждает: "В жизни человека очень важным является видение окружающей его красоты. Художник должен раскрыть и одухотворить эту красоту. Без неё мир оскудеет. Особенно это важно сейчас, когда рационализм и плоский материализм всё больше поглощают душу человека".
Обращение к красоте было присуще всей классической мировой культуре. Искусство всегда было обращено к человеку. Оно поэтизировало его повседневную жизнь. Никогда не было малым деяние или слово, с добрыми чувствами обращённое к людям. Этой традиции и верен художник.
В.Погодин,
историк искусства