Мой блог
Назад
Автор: admin
КЛАССИКА РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ. Часть II
... В 1985 г. под Москвой, в небольшом зале Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея состоялась первая персональная выставка его произведений. Несколько профессоров Суриковского института испугались приехать на открытие ("слишком много церквей нарисовано"). Панически перетрусил от этих "мнений" директор музея. Однако выставка выявила и много поклонников творчества живописца. Уже тогда стало ясно, что в искусство вошёл самобытный мастер, имеющий собственное творческое лицо. Разумеется, существовали и произведения, которые следовало совершенствовать. Но Сергей Андрияка не боялся неудач, учился их преодолевать. Молодому художнику оказалось присуще редчайшее в искусстве качество – способность соединить природное, абсолютное чувство цвета с логикой усвоенных законов природы. Мотив, сочетание красок, близость душевным устремлениям, всё это соединялось в акварелях Сергея Андрияки в поэтический образ.
Во многом именно этими качествами был обусловлен первый успех художника у зрителей. Затем были многочисленные выставочные залы Москвы. И уже как свидетельство широкого признания – Большой Манеж, Центральный Дом художника, Центральный музей Великой Отечественной войны 19411945 годов на Поклонной горе. Затем были Государственная Третьяковская галерея, Новый Манеж, Федеральное собрание Российской Федерации, комплекс Администрации Президента в Кремле. С его творчеством познакомились самые разные люди. Если вспомнить Рязань и Калугу, Суздаль, подмосковный Звездный городок и Тулу, Орёл, Вологду и Сергиев Посад, Коломну, Пензу и Нальчик, Кострому и Александрову слободу, Ярославль и город на Неве, Наро-Фоминск и Кимры, Константиново, Якутск и Павлов Посад, а также многие другие места русской провинции, то география знакомства с его искусством расширится неизмеримо. При этом у живописца нет встречающегося иногда некоего "столичного" снобизма. К каждому предложению экспонировать свои произведения он при подборе работ относится так же взыскательно, как если бы это была самая престижная выставочная площадка Москвы.
Дортмундт, Варшава, Хельсинки, Токио и другие города, где художник участвовал в выставках, персональные экспозиции в Женеве, Париже, Софии, Киле, Вене, Мюнхене, Пекине, Берлине – вот далеко не полная география зарубежных художественных контактов мастера. Мировая и российская известность не изменили, впрочем, психологии художника. Каждое утро начинается с работы в мастерской, каждый вечер в ней же и заканчивается. Между ними – десятки дел. Обязанности художественного руководителя Московской государственной специализированной школы акварели, занятия с педагогами и учащимися, выставки товарищей по искусству. "Звёздная болезнь", культивирование некоторыми его коллегами своей особой "значимости" не затронули души художника. Человечность, внимание к друзьям, всегдашняя готовность прийти им на помощь в трудный час – это тоже то свойство Сергея Андрияки, которое свидетельствует в пользу его таланта. Настоящий художник не бывает сосредоточенным лишь на себе одном. "Сосредоточенность может быть только одна – на искусстве, на том, что стало делом твоей жизни", – справедливо считает живописец. Поэтому рядом со служебными заботами всегда самое первое – творчество. Может быть, поэтому с известным мастером так интересно общаться. Произведения всегда художественно значительны, разговор лишен банальности, отсутствует притворство.
Увлечённость творчеством движет художником в его частых поездках как по стране, так и за рубежом. Красноярский край в Сибири и Великий Устюг, Кирилло-Белозерский монастырь и Прибалтика, города центральной и северной России и Эльбрус на Кавказе дали массу натурных акварелей. Ещё большее число произведений было создано затем в мастерской по этюдам, рисункам и памяти. Из этих поездок возникли большие акварельные циклы "Монастыри России", "Русские города", "Подмосковье". Родная природа, шедевры отечественного зодчества, натурные зарисовки представили в целом широкую панораму жизни Отечества. При всей реалистической точности изображения каждое произведение далеко от простого пересказа увиденного. Мир акварелей Сергея Андрияки всегда реален, но никогда не обещает открытия последней, абсолютной истины. Это всегда жизнь, которая увидена как тайна, преломлённая чувствами и талантом современника.
Художника часто, особенно в серии "Монастыри России", влекут широкие изобразительные панорамы местности. Троице-Сергиева лавра или Ново-Спасский, Звенигородский, Ипатьевский монастыри, все они увидены не только как чудесный архитектурный ансамбль. Важное эмоциональное значение имеет окружающая их природа – солнечное небо или грозовые облака, окружающие постройки, летняя зелень или зимний сон, настигший беззащитные стволы и ветви деревьев. Ещё более свойствен этой серии взгляд художника на окружающее пространство, как беспредельный мир Божий. Практически всегда мы видим необъятность неба, многомерность русских просторов. Погруженный в таинство красок, очарованный поэтичной сказкой архитектуры, зритель начинает и себя самого ощущать частью громадного мира. Возникает чувство встречи не с конкретным местом, но со всей неоглядной и могучей Русью.
С неизменным волнением отображает живописец виды и облик русских городов. Может быть, в нём при этом оживает память детства о старой Москве. Облик тихих улиц, зарисовки неспешного быта как бы противопоставлены суете и шуму, психологическим перегрузкам больших городов. Стоит остановиться, вглядеться в акварели мастера, как зритель почти физически ощущает, что уходит душевная усталость, возвращается покой и умиротворённость души. Без сомнения, последнее связано с тем, что мир образов Сергея Андрияки – это мир красоты, добра и человечности.
Спрашиваю художника, с чем подобное состояние произведений связано. "Мне вообще не нравятся картины, ситуации, где нагнетаются злоба, тёмные чувства, уродство. Искусство подарено человеку как великий светлый дар. Плохого, тяжёлого в жизни и так достаточно. Встречаясь с добром, человек сам делается лучше. Я это неоднократно замечал и в это верю. Кроме того, почти всегда в какой-либо город приезжаешь по делу. Пока его не выполнил, вокруг себя смотреть некогда. Но обычно всё всегда получается. В срок открывается выставка. Удаётся договориться с местным музеем о показе их фондов в нашем музейно-выставочном центре. Ведь музейные работники, библиотекари, музыканты – "свой брат". Всегда отзывчивы, добры, готовы помочь. Из музея или иного учреждения выходишь уже с хорошим настроением, без груза забот. Когда в таком состоянии смотришь город, то он кажется приветливым, открытым твоему сердцу. Помню в Серпухове: мы поехали туда в монастырь к чудотворной иконе, посмотрели великолепный музей. Больше двух часов бродили по тихим, заросшим травой улочкам. День оказался налит солнцем, как стакан свежим мёдом. Какова же должна была оказаться акварель?". Да, мне действительно вспомнилось, как после поездки в 1997 г. в мастерской появилась созданная по быстрому этюду акварель "Старый Серпухов". Сплошное солнце, тишина, умиротворение.
Поездки в старые русские города важны для живописца и ещё по одной причине. Приехав как-то мимолётно в Пензу, Сергей Андрияка был поражён своеобразием старых, архитектурно очень стильных особнячков, окружавших одну из главных улиц города. Но недостаток времени не давал возможности порисовать старые дома. Художник очень обрадовался, когда через несколько лет получил приглашение показать в местном художественном музее свои произведения. Собираясь в поездку, с воодушевлением рассказывал о красоте памятной ему застройки, готовился к работе. Каково же было потрясение, когда он увидел, что власти, желая, по примеру Москвы, создать пешеходную зону, провели ремонт всех фасадов на улице. Но сломали все чудесные дома в переулках. Поэтому успеть зарисовать многие из подобных видов – это ещё и попытка сохранить память об уходящей русской градостроительной культуре.
Работа в мастерской, по памяти, не случайный каприз художника. Ещё в годы юности он задался вопросом – почему столь красивы и пленительны акварели старых мастеров. Сергей Андрияка тогда понял, что они написаны совсем по-иному, чем акварели его современников. Прежде всего, в классической школе отсутствовал принцип "а ла прима". Акварель не писалась в один слой. Её создание не зависело от того, какими случайными пятнами расплывётся краска на листе бумаги. Как и в масляной живописи, художники следовали принципу завершённости произведения. Технология включала наслаивание слоя на слой, цвета на цвет. Но в этом многослойном письме присутствовал точнейший расчёт, знание законов оптики цвета. Поэтому художник так же создаёт произведение в мастерской. Заканчивая акварель, он часто работает по памяти. Это всегда творческий акт, в котором присутствует художественный отбор. Система лессировок помогает варьировать оттенки колорита. Живописность не подавляется в угоду размеру. Требование к отработке деталей не спорит с принципом сохранения в листе больших цветовых отношений. Наоборот, использование белого бумажного листа как экрана позволяет самым выигрышным образом использовать эффект многослойного письма. Это значительно усиливает цветовую звонкость и эффектность многих композиций. Но самое важное, что работа по памяти помогает мастеру яснее, выразительнее сформулировать образное начало в произведении.
"Как ни приду к акварелям Брюллова в Третьяковку, не могу надивиться их цветоносности. Появлюсь на наших художественных выставках – тоска от акварелей. Стал изучать технологию, – рассказывает художник, – понял, что "старые мастера" всегда шли от светлого к тёмному. Нас же в институте учили наоборот, шли в методике от приёмов масляной живописи. Мастеров и педагогов акварели в институте не было. Бывало, проложишь краской "нейтральная чёрная", да поплотнее, мазок на бумаге. А потом бьешься, потому что в попытке гармонизировать тональные отношения оказываешься вынужденным затемнять и все светлые места. Получалось что-то невообразимое, вспоминать стыдно".
С той поры художник стал "пропадать" в музейных залах. Он рассказывает, что служительницы в охране сначала подозревали его в тёмных замыслах. Всё время наблюдали за ним. Почему встал столбом у витрины, дальше не смотрит? А ему часто даже за несколько часов изучения было непонятно, как же получается тот или иной эффект: цвет остаётся, оттенков бездна, всё красиво? Молодой студент попробовал писать, как "старые мастера": лессировками, слой за слоем. "Тени стали глубокие, черноты нет, общая гармония присутствует. Но через некоторое время я осознал: вместе с технологией стал использовать и образные средства. Получалось похоже на Брюллова или Кипренского, только явно хуже. Это было пусть и невольное, но подражание. Но я-то в XX веке живу, не с Рембрандтом через забор, – рассказывает художник. – Тогда определил принцип: используя изученные приёмы, искать свои, новые, писать только свои мотивы. Благодаря этому ушёл от подражания".
Когда живописец стал пристально изучать работы Врубеля, то обратил внимание, что работы знаменитого мастера имеют плохую сохранность. Вглядываясь в использованную Врубелем бумагу, понял, что она древесно-целлюлозная. Такая бумага от времени желтеет, "съедает" краску, становится хрупкой. Время рубежа веков было непростым для художников. Они мало интересовались технологией живописи и материалов, доверяли европейским фабрикантам. А из Германии тогда в Россию поставляли не слишком качественные акварельные краски, фабрично изготовленную целлюлозную бумагу. Это заставило молодого художника задуматься о свойствах бумаги, красочных пигментах. Он тогда и позже перепробовал все возможные акварельные краски. Оказалось, что самыми лучшими остались наши советские "Ленинград", продававшиеся в невзрачных коробках. Сегодня это краски санкт-петербургского завода "Чёрная речка". Они созданы на натуральных пигментах и очень светостойки.
Постепенное овладение приёмами акварели позволило найти и применить новые, не существовавшие в каких-либо старинных руководствах. Шаг за шагом, практически с "нуля", но молодой мастер своими многолетними усилиями, отталкиваясь от традиций, вновь воссоздал технику классической многослойной акварели. При этом на современном уровне, современными красками, в современном мировидении. Он самостоятельно выработал много новых приёмов и способов письма. Живопись мастера вышла на новые рубежи акварели. От небольших этюдов художник пришёл к монументальным акварельным произведениям, которые сохранили свойства полноценных живописных картин. Для прирождённого колориста, очень много в своё время работавшего масляными красками, акварель предстала более превосходным материалом, чем традиционная масляная живопись. Богатство оттенков, прозрачность и сила цвета, большая светоносность красок позволили художнику решать самые сложные задачи и замыслы. Творчество мастера изменило в общественном сознании восприятие акварели как вида искусства. Ушло стереотипное представление об акварели как о графике. Сформировалось понимание, что это живопись. Именно поэтому творчество Сергея Андрияки получило широкое признание...
Читать дальше...
Во многом именно этими качествами был обусловлен первый успех художника у зрителей. Затем были многочисленные выставочные залы Москвы. И уже как свидетельство широкого признания – Большой Манеж, Центральный Дом художника, Центральный музей Великой Отечественной войны 19411945 годов на Поклонной горе. Затем были Государственная Третьяковская галерея, Новый Манеж, Федеральное собрание Российской Федерации, комплекс Администрации Президента в Кремле. С его творчеством познакомились самые разные люди. Если вспомнить Рязань и Калугу, Суздаль, подмосковный Звездный городок и Тулу, Орёл, Вологду и Сергиев Посад, Коломну, Пензу и Нальчик, Кострому и Александрову слободу, Ярославль и город на Неве, Наро-Фоминск и Кимры, Константиново, Якутск и Павлов Посад, а также многие другие места русской провинции, то география знакомства с его искусством расширится неизмеримо. При этом у живописца нет встречающегося иногда некоего "столичного" снобизма. К каждому предложению экспонировать свои произведения он при подборе работ относится так же взыскательно, как если бы это была самая престижная выставочная площадка Москвы.
Дортмундт, Варшава, Хельсинки, Токио и другие города, где художник участвовал в выставках, персональные экспозиции в Женеве, Париже, Софии, Киле, Вене, Мюнхене, Пекине, Берлине – вот далеко не полная география зарубежных художественных контактов мастера. Мировая и российская известность не изменили, впрочем, психологии художника. Каждое утро начинается с работы в мастерской, каждый вечер в ней же и заканчивается. Между ними – десятки дел. Обязанности художественного руководителя Московской государственной специализированной школы акварели, занятия с педагогами и учащимися, выставки товарищей по искусству. "Звёздная болезнь", культивирование некоторыми его коллегами своей особой "значимости" не затронули души художника. Человечность, внимание к друзьям, всегдашняя готовность прийти им на помощь в трудный час – это тоже то свойство Сергея Андрияки, которое свидетельствует в пользу его таланта. Настоящий художник не бывает сосредоточенным лишь на себе одном. "Сосредоточенность может быть только одна – на искусстве, на том, что стало делом твоей жизни", – справедливо считает живописец. Поэтому рядом со служебными заботами всегда самое первое – творчество. Может быть, поэтому с известным мастером так интересно общаться. Произведения всегда художественно значительны, разговор лишен банальности, отсутствует притворство.
Увлечённость творчеством движет художником в его частых поездках как по стране, так и за рубежом. Красноярский край в Сибири и Великий Устюг, Кирилло-Белозерский монастырь и Прибалтика, города центральной и северной России и Эльбрус на Кавказе дали массу натурных акварелей. Ещё большее число произведений было создано затем в мастерской по этюдам, рисункам и памяти. Из этих поездок возникли большие акварельные циклы "Монастыри России", "Русские города", "Подмосковье". Родная природа, шедевры отечественного зодчества, натурные зарисовки представили в целом широкую панораму жизни Отечества. При всей реалистической точности изображения каждое произведение далеко от простого пересказа увиденного. Мир акварелей Сергея Андрияки всегда реален, но никогда не обещает открытия последней, абсолютной истины. Это всегда жизнь, которая увидена как тайна, преломлённая чувствами и талантом современника.
Художника часто, особенно в серии "Монастыри России", влекут широкие изобразительные панорамы местности. Троице-Сергиева лавра или Ново-Спасский, Звенигородский, Ипатьевский монастыри, все они увидены не только как чудесный архитектурный ансамбль. Важное эмоциональное значение имеет окружающая их природа – солнечное небо или грозовые облака, окружающие постройки, летняя зелень или зимний сон, настигший беззащитные стволы и ветви деревьев. Ещё более свойствен этой серии взгляд художника на окружающее пространство, как беспредельный мир Божий. Практически всегда мы видим необъятность неба, многомерность русских просторов. Погруженный в таинство красок, очарованный поэтичной сказкой архитектуры, зритель начинает и себя самого ощущать частью громадного мира. Возникает чувство встречи не с конкретным местом, но со всей неоглядной и могучей Русью.
С неизменным волнением отображает живописец виды и облик русских городов. Может быть, в нём при этом оживает память детства о старой Москве. Облик тихих улиц, зарисовки неспешного быта как бы противопоставлены суете и шуму, психологическим перегрузкам больших городов. Стоит остановиться, вглядеться в акварели мастера, как зритель почти физически ощущает, что уходит душевная усталость, возвращается покой и умиротворённость души. Без сомнения, последнее связано с тем, что мир образов Сергея Андрияки – это мир красоты, добра и человечности.
Спрашиваю художника, с чем подобное состояние произведений связано. "Мне вообще не нравятся картины, ситуации, где нагнетаются злоба, тёмные чувства, уродство. Искусство подарено человеку как великий светлый дар. Плохого, тяжёлого в жизни и так достаточно. Встречаясь с добром, человек сам делается лучше. Я это неоднократно замечал и в это верю. Кроме того, почти всегда в какой-либо город приезжаешь по делу. Пока его не выполнил, вокруг себя смотреть некогда. Но обычно всё всегда получается. В срок открывается выставка. Удаётся договориться с местным музеем о показе их фондов в нашем музейно-выставочном центре. Ведь музейные работники, библиотекари, музыканты – "свой брат". Всегда отзывчивы, добры, готовы помочь. Из музея или иного учреждения выходишь уже с хорошим настроением, без груза забот. Когда в таком состоянии смотришь город, то он кажется приветливым, открытым твоему сердцу. Помню в Серпухове: мы поехали туда в монастырь к чудотворной иконе, посмотрели великолепный музей. Больше двух часов бродили по тихим, заросшим травой улочкам. День оказался налит солнцем, как стакан свежим мёдом. Какова же должна была оказаться акварель?". Да, мне действительно вспомнилось, как после поездки в 1997 г. в мастерской появилась созданная по быстрому этюду акварель "Старый Серпухов". Сплошное солнце, тишина, умиротворение.
Поездки в старые русские города важны для живописца и ещё по одной причине. Приехав как-то мимолётно в Пензу, Сергей Андрияка был поражён своеобразием старых, архитектурно очень стильных особнячков, окружавших одну из главных улиц города. Но недостаток времени не давал возможности порисовать старые дома. Художник очень обрадовался, когда через несколько лет получил приглашение показать в местном художественном музее свои произведения. Собираясь в поездку, с воодушевлением рассказывал о красоте памятной ему застройки, готовился к работе. Каково же было потрясение, когда он увидел, что власти, желая, по примеру Москвы, создать пешеходную зону, провели ремонт всех фасадов на улице. Но сломали все чудесные дома в переулках. Поэтому успеть зарисовать многие из подобных видов – это ещё и попытка сохранить память об уходящей русской градостроительной культуре.
Работа в мастерской, по памяти, не случайный каприз художника. Ещё в годы юности он задался вопросом – почему столь красивы и пленительны акварели старых мастеров. Сергей Андрияка тогда понял, что они написаны совсем по-иному, чем акварели его современников. Прежде всего, в классической школе отсутствовал принцип "а ла прима". Акварель не писалась в один слой. Её создание не зависело от того, какими случайными пятнами расплывётся краска на листе бумаги. Как и в масляной живописи, художники следовали принципу завершённости произведения. Технология включала наслаивание слоя на слой, цвета на цвет. Но в этом многослойном письме присутствовал точнейший расчёт, знание законов оптики цвета. Поэтому художник так же создаёт произведение в мастерской. Заканчивая акварель, он часто работает по памяти. Это всегда творческий акт, в котором присутствует художественный отбор. Система лессировок помогает варьировать оттенки колорита. Живописность не подавляется в угоду размеру. Требование к отработке деталей не спорит с принципом сохранения в листе больших цветовых отношений. Наоборот, использование белого бумажного листа как экрана позволяет самым выигрышным образом использовать эффект многослойного письма. Это значительно усиливает цветовую звонкость и эффектность многих композиций. Но самое важное, что работа по памяти помогает мастеру яснее, выразительнее сформулировать образное начало в произведении.
"Как ни приду к акварелям Брюллова в Третьяковку, не могу надивиться их цветоносности. Появлюсь на наших художественных выставках – тоска от акварелей. Стал изучать технологию, – рассказывает художник, – понял, что "старые мастера" всегда шли от светлого к тёмному. Нас же в институте учили наоборот, шли в методике от приёмов масляной живописи. Мастеров и педагогов акварели в институте не было. Бывало, проложишь краской "нейтральная чёрная", да поплотнее, мазок на бумаге. А потом бьешься, потому что в попытке гармонизировать тональные отношения оказываешься вынужденным затемнять и все светлые места. Получалось что-то невообразимое, вспоминать стыдно".
С той поры художник стал "пропадать" в музейных залах. Он рассказывает, что служительницы в охране сначала подозревали его в тёмных замыслах. Всё время наблюдали за ним. Почему встал столбом у витрины, дальше не смотрит? А ему часто даже за несколько часов изучения было непонятно, как же получается тот или иной эффект: цвет остаётся, оттенков бездна, всё красиво? Молодой студент попробовал писать, как "старые мастера": лессировками, слой за слоем. "Тени стали глубокие, черноты нет, общая гармония присутствует. Но через некоторое время я осознал: вместе с технологией стал использовать и образные средства. Получалось похоже на Брюллова или Кипренского, только явно хуже. Это было пусть и невольное, но подражание. Но я-то в XX веке живу, не с Рембрандтом через забор, – рассказывает художник. – Тогда определил принцип: используя изученные приёмы, искать свои, новые, писать только свои мотивы. Благодаря этому ушёл от подражания".
Когда живописец стал пристально изучать работы Врубеля, то обратил внимание, что работы знаменитого мастера имеют плохую сохранность. Вглядываясь в использованную Врубелем бумагу, понял, что она древесно-целлюлозная. Такая бумага от времени желтеет, "съедает" краску, становится хрупкой. Время рубежа веков было непростым для художников. Они мало интересовались технологией живописи и материалов, доверяли европейским фабрикантам. А из Германии тогда в Россию поставляли не слишком качественные акварельные краски, фабрично изготовленную целлюлозную бумагу. Это заставило молодого художника задуматься о свойствах бумаги, красочных пигментах. Он тогда и позже перепробовал все возможные акварельные краски. Оказалось, что самыми лучшими остались наши советские "Ленинград", продававшиеся в невзрачных коробках. Сегодня это краски санкт-петербургского завода "Чёрная речка". Они созданы на натуральных пигментах и очень светостойки.
Постепенное овладение приёмами акварели позволило найти и применить новые, не существовавшие в каких-либо старинных руководствах. Шаг за шагом, практически с "нуля", но молодой мастер своими многолетними усилиями, отталкиваясь от традиций, вновь воссоздал технику классической многослойной акварели. При этом на современном уровне, современными красками, в современном мировидении. Он самостоятельно выработал много новых приёмов и способов письма. Живопись мастера вышла на новые рубежи акварели. От небольших этюдов художник пришёл к монументальным акварельным произведениям, которые сохранили свойства полноценных живописных картин. Для прирождённого колориста, очень много в своё время работавшего масляными красками, акварель предстала более превосходным материалом, чем традиционная масляная живопись. Богатство оттенков, прозрачность и сила цвета, большая светоносность красок позволили художнику решать самые сложные задачи и замыслы. Творчество мастера изменило в общественном сознании восприятие акварели как вида искусства. Ушло стереотипное представление об акварели как о графике. Сформировалось понимание, что это живопись. Именно поэтому творчество Сергея Андрияки получило широкое признание...
Читать дальше...