Сергей Андрияка

Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств

БолотоТроице-Сергиева лавра Натюрморт со старинными гравюрамиОрхидеиВид на Китай-городРаки и пиво Кирилло-Белозерский монастырь
Мой блог Назад


Автор: admin

Дорогу осилит идущий. Школа акварели Сергея Андрияки

В сентябре 1999 г. свои двери для горожан распахнуло новое для столицы учебное заведение - Московская государствен­ная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом. Созданная по реше­нию Правительства Москвы и при непосредственном участии Мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, она размес­тилась в старом особняке, который был реконструирован и значительно расширен. Проектирование здания осуществлялось академиком архитектуры Юрием Пантелеймоновичем Григорьевым, реконструкция была проведена под руководством Алек­сандра Сергеевича Матросова. Трудом московских архитекторов, строителей и реставраторов памятник архитектуры был вос­создан с учетом стилевого единства комплекса. Здание (Гороховский переулок, 17) стало одной из архитектурных доминант старинной московской улицы. Свою работу Школа акварели осуществляет под руководством Комитета по культуре города Москвы, во взаимодействии с городскими и муниципальными властями, многими другими учреждениями и организациями.



Было создано уникальное художественное учебное заведение. Целью работы Школы акварели стала задача профессио­нального обучения, развития академического художественного образования. Инициатором проекта стал мастер акварели, из­вестный московский живописец Сергей Николаевич Андрияка. Молодой тогда художник, Сергей Андрияка был опытным пе­дагогом.

Выпускник Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, он длительное время преподавал в Московской средней художественной школе, затем в самом Суриковском институте. К началу 1990-х годов прак­тическое обучение искусству стало частью его жизни. Опыт практического преподавания показывал, что при продуманной ме­тодике научить академическому рисованию, профессионально развить цветовые и колористические навыки можно у любого учащегося.

В начале 1990-х годов многими почти еретической воспринималась сама мысль о том, что можно быстро и основательно научить рисовать любого человека, зачастую не владеющего даже азами профессиональной художественной грамоты. Когда Сергей Андрияка произносил подобные слова или показывал работы учеников, занимавшихся в его частной студии, ему отка­зывались верить.

Основной принцип преподавания развился из осмысления опыта «старых мастеров». Художники классической поры все­гда работали вместе с учениками. Эта же традиция постоянного личного примера педагога была использована в Школе аква­рели. Разумеется, методика была творчески развита, она не копировала старую систему.

Поначалу возникла проблема кадров. Не все педагоги были готовы к такому методу преподавания. Им пришлось в чём-то переучиваться, штудировать все задания, которые они должны были задавать учащимся. Овладев методикой, понимая и реа­лизуя её положения, они осознают и конечный результат задания. От их мастерства зависит эффективность конечного обуче­ния. Педагоги исходят из единого принципа - в Школе акварели должна быть школа. Они считают, что академические требо­вания, как свод многовекового творческого художественного опыта, едины везде и для всех этапов обучения искусству. Без школы, как крепкой профессиональной основы, невозможно развитие талантливой, творческой личности.

Реализация уникальной и всесторонне продуманной методики преподавания в первую очередь помогла самим педагогам. Объясняя учащимся логику исполнения задания, показывая им пути решения задачи, многие из них укрепляли собственное понимание профессиональных художественных целей. Возросла их общая художественная культура, повысилось мастерство. Они стали более требовательными к своему личному творчеству. Расширилось их индивидуальное, личностное восприятие жизни. Их искусство всё мощнее обретает черты творческой неповторимости, одухотворённого отражения окружающего мира.

В творческом коллективе педагогов Школы акварели работает такой значительный и талантливый мастер пастельной кар­тины, как А.Кравченко. Художник нашёл себя в этой непростой, уникальной технике. Лирик по натуре, он создал немало про­изведений, в которых поэтически отразилась любовь к родному краю. Разнообразно - в акварели, рисунке, темпере, эстампе, росписи по фарфору работает Е.Лукьянова. Она обладает тонким декоративным чутьём, изысканным вкусом, чувством цвета. Её произведения овеяны духом интереса к истории России. Художница успешно руководит мастерской живописи по фарфо­ру и керамике. Несомненным мастерством рисунка отличается С.Котов, сравнительно недавно вошедший в педагогический коллектив Школы. Много работающий как живописец-пейзажист, он сохраняет также неизменную увлечённость портретны­ми задачами. Подобная многогранность интересов художников основана на плодотворном влиянии на каждого из них сложив­шейся в Школе акварели творческой атмосферы.

В Школе акварели среди педагогов постоянны обсуждения творческих проблем. Как и везде, отдельные моменты препо­давания или приёмов обучения вызывают споры. Однако все педагоги едины в том, что веками выверенная академическая си­стема обучения усиливает творческий потенциал талантливой личности, способствует многогранности индивидуального вос­приятия мира.
Поэтический образ окружающего мира, всегда неожиданного и интересного для зрителя, пленяет в искусстве О.Волокитиной. Постоянно и активно творчески работая, она, как главный методист, ведёт в Школе акварели большой и важный учас­ток работы. Одним из признанных мастеров-колористов является Н.Беседнова. Пейзажи Подмосковья, живописные задачи в портрете, интерес к натюрморту - всё это слагается в её творчестве в единую атмосферу вечного образного поиска и влюблён­ности в цвет. Мастером пейзажа, часто увиденного остро, по-современному, предстаёт А.Волков. Глубокое понимание архитек­туры делает его одним из интересных мастеров-проектировщиков интерьера и экстерьера зданий разных эпох. Е.Миронова из­вестна как проникновенный и строгий к себе живописец-пейзажист, мастер натюрморта, чье ощущение природы всегда по­этично и эмоционально. Работы Т.Чумаковой-Кузнецовой отличают вкус, проникновенность камерных образов, лиричность, великолепное чувство цвета.

Серьёзными, опытными мастерами современной графики являются художники С.Чернышёв и А.Попов. Виртуозное вла­дение первого резцовой гравюрой и исчерпывающее мастерство другого всем многообразием офортной техники делает их не только ценными педагогами, но и замечательными художниками, умело воплощающими в черно-белой или цветной гравюре свои творческие замыслы. Бесспорно, что способствует их развитию также интерес к масляной живописи и технике гуаши.

Немалые возможности творческого роста всё полнее проявляются в произведениях, создаваемых молодыми педагогами Школы акварели Сергея Андрияки. И.Полякова отличается в творческих работах своим индивидуальным стилем. Её графике присущи вырази­тельность и чувство композиции. Художницы В.Кирьянова и Л.Лесохина увлечены натюрмортами, напоминающими нам о красоте мира старинных вещей. А.Сидорина стремится к выявлению своих переживаний через мир живых ощущений и впе­чатлений от натуры. Красивой живописью отличаются композиции А.Каргиной, которая в своих произведениях стремится вы­явить образную одухотворённость древнерусской архитектуры. Столь же успешно развивают свой творческий потенциал Т.Черкасова и О.Левченко. Их произведения красивы по живописи. Художницам интересны как натюрморт, так и пейзаж, одухотворенный присутствием человека.

Творческий подход к работе в искусстве обусловлен также благотворным взаимовлиянием художников. Стало хорошей традицией ежегодно проводить отчетные осенние выставки произведений художников-педагогов «Праздник акварели». В за­лах музейно-выставочного комплекса Школы акварели собирается всё лучшее, что создаётся молодыми талантливыми масте­рами. Эти экспозиции привлекают всё более растущее внимание москвичей. Художники активно и достойно участвуют в мно­гообразных культурных мероприятиях города. Прежде всего, это показ работ на самых различных выставках - персональных, городских, региональных, международных. Их искусство развивает плодотворные традиции московской живописной школы.

Немалое значение имеет для художников чувство большой педагогической ответственности. Педагоги учат подрастающую смену на личном примере. Они не разделяют помещение учебной мастерской от занятий на летней практике или других твор­ческих акций. Их искусство показывает учащимся, что значат их слова о необходимости выработки собственного творческого лица, разнообразия отражаемых в искусстве тем и задач.

Обширна работа, проводимая коллективом Школы акварели[Сергея Андрияки/b] в регионах России. Передвижная выставка «Мастер и уче­ник» знакомит общественность, любителей искусства, молодую художественную смену с [b]творчеством С.Н. Андрияки, худож­ников-педагогов Школы акварели, работами учащихся. Организуемая в больших и, особенно, малых городах, она также помо­гает понять методику обучения, систему художественных заданий, приёмы овладения тем или иным секретом классической многослойной акварели. Педагоги осуществляют проведение выездных мастер-классов, активно участвуют в подготовке учеб­ника акварели, ищут новые эффективные методы преподавания.

Особенностью Школы акварели является развитие профессиональной подготовки учащихся в редком, почти исчезнувшем виде изобразительного материала - многослойной классической акварели.

Это удивительная по своим возможностям и одна из самых трудных художественных техник. Она позволяет достичь пол­ноценных живописных решений, не уступающих масляной живописи. Акварель светоносна, долговечна, многообразна по ис­пользуемым приёмам письма. Она позволяет добиться бесконечного разнообразия цветовых валёров и успешно решить лю­бые колористические и образные задачи. Сегодня эта живописная техника помогает приблизить нас к природе, эстетическим потребностям человека. Как техника, издавна близкая всем, кто хочет научиться изобразительному искусству, она сохраняет возможность упрочить связи с культурой и мировым художественным наследием.

Школа акварели, как государственное учебное заведение, является учреждением дополнительного образования. Она фи­нансируется из бюджета города Москвы. Преподаются чисто художественные дисциплины - рисунок, живопись акварелью. Учащиеся могут также пробовать свои силы в таких увлекательных сферах, как офорт, роспись по фарфору. В обязательном порядке преподаётся история русского искусства и мировой художественной культуры. Зачисление в бюджетные классы осу­ществляется по результатам приёмных экзаменов. В Школу акварели Сергея Андрияки принимаются дети, достигшие возраста 10-11 лет. Это связано с тем, что в данном возрасте наиболее активно происходит формирование молодого сознания. Это период, когда начи­нается усвоение взрослого ощущения реальности, возникает возможность профессионального обучения. Именно в это время у художников закладывается правильная «постановка глаза».

В подготовительные внебюджетные классы принимаются дети и подростки более младшего возраста. При Школе акварели существуют группы, в которых основы профессиональных художественных знаний могут получать слушатели стар­ших возрастов, в том числе взрослые.

Обучение рассчитано на то, чтобы любой учащийся, любой интересующийся искусством человек мог получить основы профессиональных знаний. Методика строится от простого к сложному. Базой обучения является рисунок, как общая основа всего изобразительного искусства. Даже самое «простейшее» задание педагог всегда исполняет вместе с учеником, на его гла­зах. Наглядность является самым коротким путём обучения в любой области, особенно в изобразительном искусстве.

Следование методике, понимание её целей и задач неотделимо от требовательности к учащемуся. Здесь особенно важна помощь педагога-художника. Рядом с воспитательным воздействием обучения, он своим влиянием, личным примером формирует в молодом человеке стремление к самовоспитанию, к активному познанию и осмыслению мира. Трудные упражнения не­редко разъясняются и повторяются по нескольку раз. Упор в преподавании на начальном этапе делается на натюрморт. Все учебные задания направлены на то, чтобы место механического срисовывания занял метод художественного изучения объек­та рисования. Это помогает превратить рисование в сознательный процесс. В результате ученик приучается думать с каранда­шом в руках. Это формирует развитие художественной логики, ведёт к живому наблюдению натуры. Каждое из заданий раз­вивает предыдущее. Это позволяет основательно закрепить полученные навыки. Внутренняя динамика последовательности заданий заставляет учащегося активизировать творческое сознание, приучает к постоянному, незаштампованному наблюде­нию натуры
Начинающий художник не может перейти к следующему по программе заданию, если недостаточно освоил предыдущее. Это необходимо потому, что этап первых заданий закладывает важнейшие, базовые основы для всех будущих качеств учени­ка. При этом методика строится таким образом, чтобы эти понятия учащийся постигал от простого к сложному, рисуя с про­стых предметов. Для отдельных учеников неудача первых работ может стать психологической преградой для дальнейшей учё­бы. Поэтому первые классы ведут наиболее педагогически талантливые художники. Их помощь в скрупулёзном рисовании и разъяснении ошибок помогает преодолеть возникшие «страхи», способствует внутренней уверенности начинающего. В ре­зультате любое «не получилось» неизменно сменяется маленькой самостоятельно завоёванной победой ученика.

Учащийся прежде всего знакомится с понятием трехмерной изобразительной формы. Цель упражнений - осознать и вы­явить в рисунке светотеневые отношения изображаемого предмета. В практике рисования он познаёт возможности, особенно­сти тонального и живописного рисунка. Ему даётся представление, какими изобразительными средствами возможно добить­ся иллюзии зримой материальности предмета. На опыте педагога, в собственном рисунке он постигает способы и приёмы вы­явления признаков, характеризующих металл, стекло, драпировки, керамику и пр. Наряду с пониманием светотени он получа­ет понятие пропорций. Практика и необходимые объяснения дают знания о началах перспективы, теории теней, важного для художника понимания «большого света» и «большой формы».
Не менее важное значение имеют обязательные упражнения на выполнение традиционных академических постановок. Это рисование драпировок, внимательные штудии классических гипсовых отливок. Учащийся рисует детали лица, части тела, лист аканта, капитель колонны и пр.

Помимо длительных учебных постановок, в обучении активно применяется и создание быстрых рисунков. В прохождение всего курса обучения включаются обязательные наброски с движущихся животных (в зоопарке). Учащемуся предлагаются за­дания по рисунку с домашних животных. Это помогает ощущению живой пластической формы, учит концентрации внимания и наблюдательности.
В сложных натюрмортах, помимо выявления светотени, соотношения масс и пропорций, особое внимание уделяется про­блеме касания предметов. Учащийся приучается воспринимать отношения предметов друг с другом и окружающей средой. Длительное рисование помогает выработке наблюдения, развивает чувство композиции. Соединённая с этим тональная «раз­борка» рисунка помогает точнее понять законы света и цвета в природе. Вся цель обучения направлена на то, чтобы рисунок служил живописи. В нём должен происходить органичный переход от первоначального рисования к живописному воплощению натуры.

Этот принцип учёта живописности предметного мира и воздушной среды чрезвычайно важен в дальнейшем. Серьёзным этапом являются технические упражнения по овладению понятиями светосилы цвета. Многочисленны задания на растяжку цвета, на ровность покрытия им листа, изучение оптических особенностей взаимодействия дополнительных цветов, равнове­сия цвета, основ цветоведения. Цвет в тоне помогает выработать живописный подход к акварели. Не менее важны приёмы обу­чения учащегося мастерству использования кисти как основного инструмента художника.

Переходом от рисунка к акварели является чрезвычайно ответственный этап работы гризайлью. Строго соблюдается принцип отказа от применения в живописи белил. Как один из важнейших этапов - приучение учащегося рисовать в гризай­ли прямо кистью, без использования карандаша. Но с обязательным достижением точности формы, рисунка, пропорций. Здесь вновь повторяются задачи достижения в произведении иллюзии материальности разных групп предметов.

От гризайльной техники учащийся сразу переходит к полноцветной акварельной живописи. Начало обучения акварель­ной живописи направлено на приобщение учащегося к знанию всех основных технических возможностей материала. Задания вновь строятся от простых к сложным. При этом работа над простыми натюрмортами, с ясно фиксированным результатом при завершении задания, постепенно приводит к сложным задачам. Ученик постигает технику многослойных лессировок. Он об­ретает понятия цветового контраста, тёплых и холодных цветов. Здесь немалое значение играет как наработанное мастерство начинающего художника, так и его творческие возможности.

Затем следуют этапы написания интерьеров, архитектуры на пленэре, пейзажа, портрета. Как и в более ранних упражне­ниях, здесь предмет также изучается от более простых форм, с переходом к сложным. Встреча с заданием написать интерьер с особой силой стимулирует развитие ощущения пространственных отношений. По-новому осознаётся роль пропорций, распре­деления света в помещении. Рисунок листа, ветки, коры, силуэта и формы конкретного дерева дополняется вниманием к осо­бенностям характерного участка почвы и пр. В каждом таком задании усложнение упражнений заставляет художника концен­трировать своё внимание на рисуемом объекте, его характерных особенностях.

Работа над портретом начинается с рисования гипсовых образцов. Затем следует этап портрета натурного. Завершается ра­бота над циклом портретов современников. При этом задачи развиваются от передачи сходства к выявлению характера, пси­хологического состояния модели.

Для старших классов в Школе акварели обязательна летняя пленэрная практика. Изучение неповторимости колорита, цвета в тоне связаны с внимательным рисованием деревьев в связи с состоянием природного мира, атмосферы. Упражнения в рисунке и живописи архитектурных памятников обогащают внутренний мир учащегося, помогают росту интереса к истории культуры. Всё это помогает видеть окружающую действительность в единстве её живых, вечно изменяющихся черт.

Все эти этапы подводят учащегося к работе над композицией. Она осуществляется с учётом нужности её современным жизненным потребностям. Развитию художественных навыков учащегося способствуют занятия книжной иллюстрацией. Это развивает умение раскрыть в сюжете литературно-драматургические аспекты замысла. Важнейшая психологическая роль цве­та неизменно направляет задачи обучения на всемерное внимание к колористическим качествам каждого произведения. Разу­меется, что окружающая действительность также должна быть увиденной с учётом современного взгляда на жизнь.

Реализуя подобную методику, о которой в данной статье можно написать лишь в общих чертах, педагоги Школы акварели! многого добились. Учебный процесс на всех этапах сохраняет для учащихся притягательность. Видимые успехи в обучении помогают их дальнейшему росту. Постепенно растёт их уверенность в своих молодых силах. Многие из учеников Школы акварели Сергея Андрияки к настоящему времени успешно поступили в высшие художественные учебные заведения Москвы. При этом следу­ет подчеркнуть, что все экспонируемые работы учащихся сделаны не особо одарёнными детьми. Это обычные дети. Многие из них несколько лет назад пришли в Школу акварели не умея рисовать.
В Альбоме также представлены учебные работы взрослых учащихся Школы акварели. Созданием подобного курса Шко­ла акварели предоставила данному контингенту обучающихся чрезвычайно благотворную возможность. Сегодня мало в каком вузе может реализовать свою тягу к искусству, повысить или вновь обрести профессиональные художественные навыки тот круг лиц, которому по тем или иным причинам не удалось это сделать в юности. Школа акварели помогает реализовать такую мечту.

В Школе акварели активно и действенно осуществляется большая программа показа графических и живописных фондов из собраний столичных и региональных музеев России. Музейно-выставочный комплекс имеет площадь более 900 кв. метров. Его оборудование, оснащение выполнено на уровне мировых стандартов. Мы гордимся контактами, которые за эти годы воз­никли с музеями Москвы, Подмосковья, других городов. Это Государственная Третьяковская галерея, Государственный му­зей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей истории Москвы, Государственный музей В.А. Тропинина и художников его времени, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный литературный музей и многие другие. Мы от всей души благодарны коллегам из музеев за отклик в предоставлении интереснейших выставок, оказавших чрезвычайную помощь в преподавании учащимся искусства, приобще­нию их к отечественной и мировой культуре. В музейно-выставочном комплексе школы прошли великолепные выставки из собрания Рязанского областного художественного музея, музея Санкт-Петербургской высшей художественно-промышленной академии, музея Московского высшего художественно-промышленного университета (б. Строгановское училище). Контакта­ми с московскими антикварами Школа акварели обязана интересной выставке графического собрания эскизов и проектов «Неизвестный Фаберже». Восстановлению исторической справедливости и возвращению в отечественную культуру неспра­ведливо забытых имён послужила большая экспозиция «Искусство Великой княгини», посвященная творческому наследию августейшей дочери императора Александра III Ольги Александровны Романовой. Школа акварели Сергея Андрияки показывает также творче­ство современных мастеров (Д.А. Белюкина, М.Г. Абакумова, наследие И.М. Година и пр.). В планах Школы акварели созда­ние Музея акварели XVIII - XIX веков. Такой музей, как и ныне организуемые выставки, позволит детям учиться, дополни­тельно знакомясь с высокохудожественными подлинниками.

В Школе акварели активно функционирует редакционно-издательский отдел. Уникальное оборудование позволяет выпу­скать самую разнообразную продукцию. Издаются каталоги выставок, осуществляются переиздания уникальных старинных руководств по технике акварели (П.Марков и др.). Ведётся подготовка к печати альбомов, выпуск постеров. Всё это возможно благодаря высококлассным и подготовленным специалистам Отдела. Налажен также выпуск видеокассет с показом исполне­ния тех или иных методических заданий по акварели, с материалами, посвящёнными творчеству С.Н. Андрияки.

В составе Школы акварели действует багетная мастерская. Работающие в ней специалисты имеют художественное обра­зование и большой опыт работы. Они способны оформить любое произведение таким образом, чтобы ярче оттенить его инди­видуальные достоинства. В Школе акварели существует также художественный салон, осуществляющий торговлю материала­ми для художников, а также самыми качественными сортами импортной бумаги для акварели. В музейно-выставочном ком­плексе осуществляется обширная программа вокальных, музыкальных программ (классическая музыка, русский романс и пр.). Всё это помогает воспитанию учащихся быть не только художниками, но и культурно развитыми, широко образованными личностями.

Создание Московской государственной специализированной школы акварели позволило существенно улучшить состоя­ние художественной подготовки, предоставляемой в Москве молодому поколению и широкому кругу любителей искусства. Коллектив Школы акварели за прошедшие пять лет добился существенных успехов. Значительны профессиональные творче­ские достижения многих учащихся. Но это только начало деятельности. Впереди много задач и важных для культуры Моск­вы дел.

Принято решение Правительства Москвы о создании Московской государственной академии акварели и изящных ис­кусств Сергея Андрияки. Это будет новый тип высшего художественного учебного заведения, который позволит развить методы и принципы академического художественного образования. Академия будет готовить специалистов-художников, способных применить свои творческие силы в сфере изобразительного искусства, культуры, народного хозяйства, малого и среднего предпринима­тельства. Академия акварели и изящных искусств станет органическим продолжением принципов образования, полученного в Школе акварели.

В.ПОГОДИН,
2004г.
Яндекс.Метрика