Мой блог
Назад
Автор: admin
Дорогу осилит идущий. Школа акварели Сергея Андрияки
В сентябре 1999 г. свои двери для горожан распахнуло новое для столицы учебное заведение - Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом. Созданная по решению Правительства Москвы и при непосредственном участии Мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова, она разместилась в старом особняке, который был реконструирован и значительно расширен. Проектирование здания осуществлялось академиком архитектуры Юрием Пантелеймоновичем Григорьевым, реконструкция была проведена под руководством Александра Сергеевича Матросова. Трудом московских архитекторов, строителей и реставраторов памятник архитектуры был воссоздан с учетом стилевого единства комплекса. Здание (Гороховский переулок, 17) стало одной из архитектурных доминант старинной московской улицы. Свою работу Школа акварели осуществляет под руководством Комитета по культуре города Москвы, во взаимодействии с городскими и муниципальными властями, многими другими учреждениями и организациями.
Было создано уникальное художественное учебное заведение. Целью работы Школы акварели стала задача профессионального обучения, развития академического художественного образования. Инициатором проекта стал мастер акварели, известный московский живописец Сергей Николаевич Андрияка. Молодой тогда художник, Сергей Андрияка был опытным педагогом.
Выпускник Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, он длительное время преподавал в Московской средней художественной школе, затем в самом Суриковском институте. К началу 1990-х годов практическое обучение искусству стало частью его жизни. Опыт практического преподавания показывал, что при продуманной методике научить академическому рисованию, профессионально развить цветовые и колористические навыки можно у любого учащегося.
В начале 1990-х годов многими почти еретической воспринималась сама мысль о том, что можно быстро и основательно научить рисовать любого человека, зачастую не владеющего даже азами профессиональной художественной грамоты. Когда Сергей Андрияка произносил подобные слова или показывал работы учеников, занимавшихся в его частной студии, ему отказывались верить.
Основной принцип преподавания развился из осмысления опыта «старых мастеров». Художники классической поры всегда работали вместе с учениками. Эта же традиция постоянного личного примера педагога была использована в Школе акварели. Разумеется, методика была творчески развита, она не копировала старую систему.
Поначалу возникла проблема кадров. Не все педагоги были готовы к такому методу преподавания. Им пришлось в чём-то переучиваться, штудировать все задания, которые они должны были задавать учащимся. Овладев методикой, понимая и реализуя её положения, они осознают и конечный результат задания. От их мастерства зависит эффективность конечного обучения. Педагоги исходят из единого принципа - в Школе акварели должна быть школа. Они считают, что академические требования, как свод многовекового творческого художественного опыта, едины везде и для всех этапов обучения искусству. Без школы, как крепкой профессиональной основы, невозможно развитие талантливой, творческой личности.
Реализация уникальной и всесторонне продуманной методики преподавания в первую очередь помогла самим педагогам. Объясняя учащимся логику исполнения задания, показывая им пути решения задачи, многие из них укрепляли собственное понимание профессиональных художественных целей. Возросла их общая художественная культура, повысилось мастерство. Они стали более требовательными к своему личному творчеству. Расширилось их индивидуальное, личностное восприятие жизни. Их искусство всё мощнее обретает черты творческой неповторимости, одухотворённого отражения окружающего мира.
В творческом коллективе педагогов Школы акварели работает такой значительный и талантливый мастер пастельной картины, как А.Кравченко. Художник нашёл себя в этой непростой, уникальной технике. Лирик по натуре, он создал немало произведений, в которых поэтически отразилась любовь к родному краю. Разнообразно - в акварели, рисунке, темпере, эстампе, росписи по фарфору работает Е.Лукьянова. Она обладает тонким декоративным чутьём, изысканным вкусом, чувством цвета. Её произведения овеяны духом интереса к истории России. Художница успешно руководит мастерской живописи по фарфору и керамике. Несомненным мастерством рисунка отличается С.Котов, сравнительно недавно вошедший в педагогический коллектив Школы. Много работающий как живописец-пейзажист, он сохраняет также неизменную увлечённость портретными задачами. Подобная многогранность интересов художников основана на плодотворном влиянии на каждого из них сложившейся в Школе акварели творческой атмосферы.
В Школе акварели среди педагогов постоянны обсуждения творческих проблем. Как и везде, отдельные моменты преподавания или приёмов обучения вызывают споры. Однако все педагоги едины в том, что веками выверенная академическая система обучения усиливает творческий потенциал талантливой личности, способствует многогранности индивидуального восприятия мира.
Поэтический образ окружающего мира, всегда неожиданного и интересного для зрителя, пленяет в искусстве О.Волокитиной. Постоянно и активно творчески работая, она, как главный методист, ведёт в Школе акварели большой и важный участок работы. Одним из признанных мастеров-колористов является Н.Беседнова. Пейзажи Подмосковья, живописные задачи в портрете, интерес к натюрморту - всё это слагается в её творчестве в единую атмосферу вечного образного поиска и влюблённости в цвет. Мастером пейзажа, часто увиденного остро, по-современному, предстаёт А.Волков. Глубокое понимание архитектуры делает его одним из интересных мастеров-проектировщиков интерьера и экстерьера зданий разных эпох. Е.Миронова известна как проникновенный и строгий к себе живописец-пейзажист, мастер натюрморта, чье ощущение природы всегда поэтично и эмоционально. Работы Т.Чумаковой-Кузнецовой отличают вкус, проникновенность камерных образов, лиричность, великолепное чувство цвета.
Серьёзными, опытными мастерами современной графики являются художники С.Чернышёв и А.Попов. Виртуозное владение первого резцовой гравюрой и исчерпывающее мастерство другого всем многообразием офортной техники делает их не только ценными педагогами, но и замечательными художниками, умело воплощающими в черно-белой или цветной гравюре свои творческие замыслы. Бесспорно, что способствует их развитию также интерес к масляной живописи и технике гуаши.
Немалые возможности творческого роста всё полнее проявляются в произведениях, создаваемых молодыми педагогами Школы акварели Сергея Андрияки. И.Полякова отличается в творческих работах своим индивидуальным стилем. Её графике присущи выразительность и чувство композиции. Художницы В.Кирьянова и Л.Лесохина увлечены натюрмортами, напоминающими нам о красоте мира старинных вещей. А.Сидорина стремится к выявлению своих переживаний через мир живых ощущений и впечатлений от натуры. Красивой живописью отличаются композиции А.Каргиной, которая в своих произведениях стремится выявить образную одухотворённость древнерусской архитектуры. Столь же успешно развивают свой творческий потенциал Т.Черкасова и О.Левченко. Их произведения красивы по живописи. Художницам интересны как натюрморт, так и пейзаж, одухотворенный присутствием человека.
Творческий подход к работе в искусстве обусловлен также благотворным взаимовлиянием художников. Стало хорошей традицией ежегодно проводить отчетные осенние выставки произведений художников-педагогов «Праздник акварели». В залах музейно-выставочного комплекса Школы акварели собирается всё лучшее, что создаётся молодыми талантливыми мастерами. Эти экспозиции привлекают всё более растущее внимание москвичей. Художники активно и достойно участвуют в многообразных культурных мероприятиях города. Прежде всего, это показ работ на самых различных выставках - персональных, городских, региональных, международных. Их искусство развивает плодотворные традиции московской живописной школы.
Немалое значение имеет для художников чувство большой педагогической ответственности. Педагоги учат подрастающую смену на личном примере. Они не разделяют помещение учебной мастерской от занятий на летней практике или других творческих акций. Их искусство показывает учащимся, что значат их слова о необходимости выработки собственного творческого лица, разнообразия отражаемых в искусстве тем и задач.
Обширна работа, проводимая коллективом Школы акварели[Сергея Андрияки/b] в регионах России. Передвижная выставка «Мастер и ученик» знакомит общественность, любителей искусства, молодую художественную смену с [b]творчеством С.Н. Андрияки, художников-педагогов Школы акварели, работами учащихся. Организуемая в больших и, особенно, малых городах, она также помогает понять методику обучения, систему художественных заданий, приёмы овладения тем или иным секретом классической многослойной акварели. Педагоги осуществляют проведение выездных мастер-классов, активно участвуют в подготовке учебника акварели, ищут новые эффективные методы преподавания.
Особенностью Школы акварели является развитие профессиональной подготовки учащихся в редком, почти исчезнувшем виде изобразительного материала - многослойной классической акварели.
Это удивительная по своим возможностям и одна из самых трудных художественных техник. Она позволяет достичь полноценных живописных решений, не уступающих масляной живописи. Акварель светоносна, долговечна, многообразна по используемым приёмам письма. Она позволяет добиться бесконечного разнообразия цветовых валёров и успешно решить любые колористические и образные задачи. Сегодня эта живописная техника помогает приблизить нас к природе, эстетическим потребностям человека. Как техника, издавна близкая всем, кто хочет научиться изобразительному искусству, она сохраняет возможность упрочить связи с культурой и мировым художественным наследием.
Школа акварели, как государственное учебное заведение, является учреждением дополнительного образования. Она финансируется из бюджета города Москвы. Преподаются чисто художественные дисциплины - рисунок, живопись акварелью. Учащиеся могут также пробовать свои силы в таких увлекательных сферах, как офорт, роспись по фарфору. В обязательном порядке преподаётся история русского искусства и мировой художественной культуры. Зачисление в бюджетные классы осуществляется по результатам приёмных экзаменов. В Школу акварели Сергея Андрияки принимаются дети, достигшие возраста 10-11 лет. Это связано с тем, что в данном возрасте наиболее активно происходит формирование молодого сознания. Это период, когда начинается усвоение взрослого ощущения реальности, возникает возможность профессионального обучения. Именно в это время у художников закладывается правильная «постановка глаза».
В подготовительные внебюджетные классы принимаются дети и подростки более младшего возраста. При Школе акварели существуют группы, в которых основы профессиональных художественных знаний могут получать слушатели старших возрастов, в том числе взрослые.
Обучение рассчитано на то, чтобы любой учащийся, любой интересующийся искусством человек мог получить основы профессиональных знаний. Методика строится от простого к сложному. Базой обучения является рисунок, как общая основа всего изобразительного искусства. Даже самое «простейшее» задание педагог всегда исполняет вместе с учеником, на его глазах. Наглядность является самым коротким путём обучения в любой области, особенно в изобразительном искусстве.
Следование методике, понимание её целей и задач неотделимо от требовательности к учащемуся. Здесь особенно важна помощь педагога-художника. Рядом с воспитательным воздействием обучения, он своим влиянием, личным примером формирует в молодом человеке стремление к самовоспитанию, к активному познанию и осмыслению мира. Трудные упражнения нередко разъясняются и повторяются по нескольку раз. Упор в преподавании на начальном этапе делается на натюрморт. Все учебные задания направлены на то, чтобы место механического срисовывания занял метод художественного изучения объекта рисования. Это помогает превратить рисование в сознательный процесс. В результате ученик приучается думать с карандашом в руках. Это формирует развитие художественной логики, ведёт к живому наблюдению натуры. Каждое из заданий развивает предыдущее. Это позволяет основательно закрепить полученные навыки. Внутренняя динамика последовательности заданий заставляет учащегося активизировать творческое сознание, приучает к постоянному, незаштампованному наблюдению натуры
Начинающий художник не может перейти к следующему по программе заданию, если недостаточно освоил предыдущее. Это необходимо потому, что этап первых заданий закладывает важнейшие, базовые основы для всех будущих качеств ученика. При этом методика строится таким образом, чтобы эти понятия учащийся постигал от простого к сложному, рисуя с простых предметов. Для отдельных учеников неудача первых работ может стать психологической преградой для дальнейшей учёбы. Поэтому первые классы ведут наиболее педагогически талантливые художники. Их помощь в скрупулёзном рисовании и разъяснении ошибок помогает преодолеть возникшие «страхи», способствует внутренней уверенности начинающего. В результате любое «не получилось» неизменно сменяется маленькой самостоятельно завоёванной победой ученика.
Учащийся прежде всего знакомится с понятием трехмерной изобразительной формы. Цель упражнений - осознать и выявить в рисунке светотеневые отношения изображаемого предмета. В практике рисования он познаёт возможности, особенности тонального и живописного рисунка. Ему даётся представление, какими изобразительными средствами возможно добиться иллюзии зримой материальности предмета. На опыте педагога, в собственном рисунке он постигает способы и приёмы выявления признаков, характеризующих металл, стекло, драпировки, керамику и пр. Наряду с пониманием светотени он получает понятие пропорций. Практика и необходимые объяснения дают знания о началах перспективы, теории теней, важного для художника понимания «большого света» и «большой формы».
Не менее важное значение имеют обязательные упражнения на выполнение традиционных академических постановок. Это рисование драпировок, внимательные штудии классических гипсовых отливок. Учащийся рисует детали лица, части тела, лист аканта, капитель колонны и пр.
Помимо длительных учебных постановок, в обучении активно применяется и создание быстрых рисунков. В прохождение всего курса обучения включаются обязательные наброски с движущихся животных (в зоопарке). Учащемуся предлагаются задания по рисунку с домашних животных. Это помогает ощущению живой пластической формы, учит концентрации внимания и наблюдательности.
В сложных натюрмортах, помимо выявления светотени, соотношения масс и пропорций, особое внимание уделяется проблеме касания предметов. Учащийся приучается воспринимать отношения предметов друг с другом и окружающей средой. Длительное рисование помогает выработке наблюдения, развивает чувство композиции. Соединённая с этим тональная «разборка» рисунка помогает точнее понять законы света и цвета в природе. Вся цель обучения направлена на то, чтобы рисунок служил живописи. В нём должен происходить органичный переход от первоначального рисования к живописному воплощению натуры.
Этот принцип учёта живописности предметного мира и воздушной среды чрезвычайно важен в дальнейшем. Серьёзным этапом являются технические упражнения по овладению понятиями светосилы цвета. Многочисленны задания на растяжку цвета, на ровность покрытия им листа, изучение оптических особенностей взаимодействия дополнительных цветов, равновесия цвета, основ цветоведения. Цвет в тоне помогает выработать живописный подход к акварели. Не менее важны приёмы обучения учащегося мастерству использования кисти как основного инструмента художника.
Переходом от рисунка к акварели является чрезвычайно ответственный этап работы гризайлью. Строго соблюдается принцип отказа от применения в живописи белил. Как один из важнейших этапов - приучение учащегося рисовать в гризайли прямо кистью, без использования карандаша. Но с обязательным достижением точности формы, рисунка, пропорций. Здесь вновь повторяются задачи достижения в произведении иллюзии материальности разных групп предметов.
От гризайльной техники учащийся сразу переходит к полноцветной акварельной живописи. Начало обучения акварельной живописи направлено на приобщение учащегося к знанию всех основных технических возможностей материала. Задания вновь строятся от простых к сложным. При этом работа над простыми натюрмортами, с ясно фиксированным результатом при завершении задания, постепенно приводит к сложным задачам. Ученик постигает технику многослойных лессировок. Он обретает понятия цветового контраста, тёплых и холодных цветов. Здесь немалое значение играет как наработанное мастерство начинающего художника, так и его творческие возможности.
Затем следуют этапы написания интерьеров, архитектуры на пленэре, пейзажа, портрета. Как и в более ранних упражнениях, здесь предмет также изучается от более простых форм, с переходом к сложным. Встреча с заданием написать интерьер с особой силой стимулирует развитие ощущения пространственных отношений. По-новому осознаётся роль пропорций, распределения света в помещении. Рисунок листа, ветки, коры, силуэта и формы конкретного дерева дополняется вниманием к особенностям характерного участка почвы и пр. В каждом таком задании усложнение упражнений заставляет художника концентрировать своё внимание на рисуемом объекте, его характерных особенностях.
Работа над портретом начинается с рисования гипсовых образцов. Затем следует этап портрета натурного. Завершается работа над циклом портретов современников. При этом задачи развиваются от передачи сходства к выявлению характера, психологического состояния модели.
Для старших классов в Школе акварели обязательна летняя пленэрная практика. Изучение неповторимости колорита, цвета в тоне связаны с внимательным рисованием деревьев в связи с состоянием природного мира, атмосферы. Упражнения в рисунке и живописи архитектурных памятников обогащают внутренний мир учащегося, помогают росту интереса к истории культуры. Всё это помогает видеть окружающую действительность в единстве её живых, вечно изменяющихся черт.
Все эти этапы подводят учащегося к работе над композицией. Она осуществляется с учётом нужности её современным жизненным потребностям. Развитию художественных навыков учащегося способствуют занятия книжной иллюстрацией. Это развивает умение раскрыть в сюжете литературно-драматургические аспекты замысла. Важнейшая психологическая роль цвета неизменно направляет задачи обучения на всемерное внимание к колористическим качествам каждого произведения. Разумеется, что окружающая действительность также должна быть увиденной с учётом современного взгляда на жизнь.
Реализуя подобную методику, о которой в данной статье можно написать лишь в общих чертах, педагоги Школы акварели! многого добились. Учебный процесс на всех этапах сохраняет для учащихся притягательность. Видимые успехи в обучении помогают их дальнейшему росту. Постепенно растёт их уверенность в своих молодых силах. Многие из учеников Школы акварели Сергея Андрияки к настоящему времени успешно поступили в высшие художественные учебные заведения Москвы. При этом следует подчеркнуть, что все экспонируемые работы учащихся сделаны не особо одарёнными детьми. Это обычные дети. Многие из них несколько лет назад пришли в Школу акварели не умея рисовать.
В Альбоме также представлены учебные работы взрослых учащихся Школы акварели. Созданием подобного курса Школа акварели предоставила данному контингенту обучающихся чрезвычайно благотворную возможность. Сегодня мало в каком вузе может реализовать свою тягу к искусству, повысить или вновь обрести профессиональные художественные навыки тот круг лиц, которому по тем или иным причинам не удалось это сделать в юности. Школа акварели помогает реализовать такую мечту.
В Школе акварели активно и действенно осуществляется большая программа показа графических и живописных фондов из собраний столичных и региональных музеев России. Музейно-выставочный комплекс имеет площадь более 900 кв. метров. Его оборудование, оснащение выполнено на уровне мировых стандартов. Мы гордимся контактами, которые за эти годы возникли с музеями Москвы, Подмосковья, других городов. Это Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей истории Москвы, Государственный музей В.А. Тропинина и художников его времени, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный литературный музей и многие другие. Мы от всей души благодарны коллегам из музеев за отклик в предоставлении интереснейших выставок, оказавших чрезвычайную помощь в преподавании учащимся искусства, приобщению их к отечественной и мировой культуре. В музейно-выставочном комплексе школы прошли великолепные выставки из собрания Рязанского областного художественного музея, музея Санкт-Петербургской высшей художественно-промышленной академии, музея Московского высшего художественно-промышленного университета (б. Строгановское училище). Контактами с московскими антикварами Школа акварели обязана интересной выставке графического собрания эскизов и проектов «Неизвестный Фаберже». Восстановлению исторической справедливости и возвращению в отечественную культуру несправедливо забытых имён послужила большая экспозиция «Искусство Великой княгини», посвященная творческому наследию августейшей дочери императора Александра III Ольги Александровны Романовой. Школа акварели Сергея Андрияки показывает также творчество современных мастеров (Д.А. Белюкина, М.Г. Абакумова, наследие И.М. Година и пр.). В планах Школы акварели создание Музея акварели XVIII - XIX веков. Такой музей, как и ныне организуемые выставки, позволит детям учиться, дополнительно знакомясь с высокохудожественными подлинниками.
В Школе акварели активно функционирует редакционно-издательский отдел. Уникальное оборудование позволяет выпускать самую разнообразную продукцию. Издаются каталоги выставок, осуществляются переиздания уникальных старинных руководств по технике акварели (П.Марков и др.). Ведётся подготовка к печати альбомов, выпуск постеров. Всё это возможно благодаря высококлассным и подготовленным специалистам Отдела. Налажен также выпуск видеокассет с показом исполнения тех или иных методических заданий по акварели, с материалами, посвящёнными творчеству С.Н. Андрияки.
В составе Школы акварели действует багетная мастерская. Работающие в ней специалисты имеют художественное образование и большой опыт работы. Они способны оформить любое произведение таким образом, чтобы ярче оттенить его индивидуальные достоинства. В Школе акварели существует также художественный салон, осуществляющий торговлю материалами для художников, а также самыми качественными сортами импортной бумаги для акварели. В музейно-выставочном комплексе осуществляется обширная программа вокальных, музыкальных программ (классическая музыка, русский романс и пр.). Всё это помогает воспитанию учащихся быть не только художниками, но и культурно развитыми, широко образованными личностями.
Создание Московской государственной специализированной школы акварели позволило существенно улучшить состояние художественной подготовки, предоставляемой в Москве молодому поколению и широкому кругу любителей искусства. Коллектив Школы акварели за прошедшие пять лет добился существенных успехов. Значительны профессиональные творческие достижения многих учащихся. Но это только начало деятельности. Впереди много задач и важных для культуры Москвы дел.
Принято решение Правительства Москвы о создании Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Это будет новый тип высшего художественного учебного заведения, который позволит развить методы и принципы академического художественного образования. Академия будет готовить специалистов-художников, способных применить свои творческие силы в сфере изобразительного искусства, культуры, народного хозяйства, малого и среднего предпринимательства. Академия акварели и изящных искусств станет органическим продолжением принципов образования, полученного в Школе акварели.
В.ПОГОДИН,
2004г.
Было создано уникальное художественное учебное заведение. Целью работы Школы акварели стала задача профессионального обучения, развития академического художественного образования. Инициатором проекта стал мастер акварели, известный московский живописец Сергей Николаевич Андрияка. Молодой тогда художник, Сергей Андрияка был опытным педагогом.
Выпускник Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, он длительное время преподавал в Московской средней художественной школе, затем в самом Суриковском институте. К началу 1990-х годов практическое обучение искусству стало частью его жизни. Опыт практического преподавания показывал, что при продуманной методике научить академическому рисованию, профессионально развить цветовые и колористические навыки можно у любого учащегося.
В начале 1990-х годов многими почти еретической воспринималась сама мысль о том, что можно быстро и основательно научить рисовать любого человека, зачастую не владеющего даже азами профессиональной художественной грамоты. Когда Сергей Андрияка произносил подобные слова или показывал работы учеников, занимавшихся в его частной студии, ему отказывались верить.
Основной принцип преподавания развился из осмысления опыта «старых мастеров». Художники классической поры всегда работали вместе с учениками. Эта же традиция постоянного личного примера педагога была использована в Школе акварели. Разумеется, методика была творчески развита, она не копировала старую систему.
Поначалу возникла проблема кадров. Не все педагоги были готовы к такому методу преподавания. Им пришлось в чём-то переучиваться, штудировать все задания, которые они должны были задавать учащимся. Овладев методикой, понимая и реализуя её положения, они осознают и конечный результат задания. От их мастерства зависит эффективность конечного обучения. Педагоги исходят из единого принципа - в Школе акварели должна быть школа. Они считают, что академические требования, как свод многовекового творческого художественного опыта, едины везде и для всех этапов обучения искусству. Без школы, как крепкой профессиональной основы, невозможно развитие талантливой, творческой личности.
Реализация уникальной и всесторонне продуманной методики преподавания в первую очередь помогла самим педагогам. Объясняя учащимся логику исполнения задания, показывая им пути решения задачи, многие из них укрепляли собственное понимание профессиональных художественных целей. Возросла их общая художественная культура, повысилось мастерство. Они стали более требовательными к своему личному творчеству. Расширилось их индивидуальное, личностное восприятие жизни. Их искусство всё мощнее обретает черты творческой неповторимости, одухотворённого отражения окружающего мира.
В творческом коллективе педагогов Школы акварели работает такой значительный и талантливый мастер пастельной картины, как А.Кравченко. Художник нашёл себя в этой непростой, уникальной технике. Лирик по натуре, он создал немало произведений, в которых поэтически отразилась любовь к родному краю. Разнообразно - в акварели, рисунке, темпере, эстампе, росписи по фарфору работает Е.Лукьянова. Она обладает тонким декоративным чутьём, изысканным вкусом, чувством цвета. Её произведения овеяны духом интереса к истории России. Художница успешно руководит мастерской живописи по фарфору и керамике. Несомненным мастерством рисунка отличается С.Котов, сравнительно недавно вошедший в педагогический коллектив Школы. Много работающий как живописец-пейзажист, он сохраняет также неизменную увлечённость портретными задачами. Подобная многогранность интересов художников основана на плодотворном влиянии на каждого из них сложившейся в Школе акварели творческой атмосферы.
В Школе акварели среди педагогов постоянны обсуждения творческих проблем. Как и везде, отдельные моменты преподавания или приёмов обучения вызывают споры. Однако все педагоги едины в том, что веками выверенная академическая система обучения усиливает творческий потенциал талантливой личности, способствует многогранности индивидуального восприятия мира.
Поэтический образ окружающего мира, всегда неожиданного и интересного для зрителя, пленяет в искусстве О.Волокитиной. Постоянно и активно творчески работая, она, как главный методист, ведёт в Школе акварели большой и важный участок работы. Одним из признанных мастеров-колористов является Н.Беседнова. Пейзажи Подмосковья, живописные задачи в портрете, интерес к натюрморту - всё это слагается в её творчестве в единую атмосферу вечного образного поиска и влюблённости в цвет. Мастером пейзажа, часто увиденного остро, по-современному, предстаёт А.Волков. Глубокое понимание архитектуры делает его одним из интересных мастеров-проектировщиков интерьера и экстерьера зданий разных эпох. Е.Миронова известна как проникновенный и строгий к себе живописец-пейзажист, мастер натюрморта, чье ощущение природы всегда поэтично и эмоционально. Работы Т.Чумаковой-Кузнецовой отличают вкус, проникновенность камерных образов, лиричность, великолепное чувство цвета.
Серьёзными, опытными мастерами современной графики являются художники С.Чернышёв и А.Попов. Виртуозное владение первого резцовой гравюрой и исчерпывающее мастерство другого всем многообразием офортной техники делает их не только ценными педагогами, но и замечательными художниками, умело воплощающими в черно-белой или цветной гравюре свои творческие замыслы. Бесспорно, что способствует их развитию также интерес к масляной живописи и технике гуаши.
Немалые возможности творческого роста всё полнее проявляются в произведениях, создаваемых молодыми педагогами Школы акварели Сергея Андрияки. И.Полякова отличается в творческих работах своим индивидуальным стилем. Её графике присущи выразительность и чувство композиции. Художницы В.Кирьянова и Л.Лесохина увлечены натюрмортами, напоминающими нам о красоте мира старинных вещей. А.Сидорина стремится к выявлению своих переживаний через мир живых ощущений и впечатлений от натуры. Красивой живописью отличаются композиции А.Каргиной, которая в своих произведениях стремится выявить образную одухотворённость древнерусской архитектуры. Столь же успешно развивают свой творческий потенциал Т.Черкасова и О.Левченко. Их произведения красивы по живописи. Художницам интересны как натюрморт, так и пейзаж, одухотворенный присутствием человека.
Творческий подход к работе в искусстве обусловлен также благотворным взаимовлиянием художников. Стало хорошей традицией ежегодно проводить отчетные осенние выставки произведений художников-педагогов «Праздник акварели». В залах музейно-выставочного комплекса Школы акварели собирается всё лучшее, что создаётся молодыми талантливыми мастерами. Эти экспозиции привлекают всё более растущее внимание москвичей. Художники активно и достойно участвуют в многообразных культурных мероприятиях города. Прежде всего, это показ работ на самых различных выставках - персональных, городских, региональных, международных. Их искусство развивает плодотворные традиции московской живописной школы.
Немалое значение имеет для художников чувство большой педагогической ответственности. Педагоги учат подрастающую смену на личном примере. Они не разделяют помещение учебной мастерской от занятий на летней практике или других творческих акций. Их искусство показывает учащимся, что значат их слова о необходимости выработки собственного творческого лица, разнообразия отражаемых в искусстве тем и задач.
Обширна работа, проводимая коллективом Школы акварели[Сергея Андрияки/b] в регионах России. Передвижная выставка «Мастер и ученик» знакомит общественность, любителей искусства, молодую художественную смену с [b]творчеством С.Н. Андрияки, художников-педагогов Школы акварели, работами учащихся. Организуемая в больших и, особенно, малых городах, она также помогает понять методику обучения, систему художественных заданий, приёмы овладения тем или иным секретом классической многослойной акварели. Педагоги осуществляют проведение выездных мастер-классов, активно участвуют в подготовке учебника акварели, ищут новые эффективные методы преподавания.
Особенностью Школы акварели является развитие профессиональной подготовки учащихся в редком, почти исчезнувшем виде изобразительного материала - многослойной классической акварели.
Это удивительная по своим возможностям и одна из самых трудных художественных техник. Она позволяет достичь полноценных живописных решений, не уступающих масляной живописи. Акварель светоносна, долговечна, многообразна по используемым приёмам письма. Она позволяет добиться бесконечного разнообразия цветовых валёров и успешно решить любые колористические и образные задачи. Сегодня эта живописная техника помогает приблизить нас к природе, эстетическим потребностям человека. Как техника, издавна близкая всем, кто хочет научиться изобразительному искусству, она сохраняет возможность упрочить связи с культурой и мировым художественным наследием.
Школа акварели, как государственное учебное заведение, является учреждением дополнительного образования. Она финансируется из бюджета города Москвы. Преподаются чисто художественные дисциплины - рисунок, живопись акварелью. Учащиеся могут также пробовать свои силы в таких увлекательных сферах, как офорт, роспись по фарфору. В обязательном порядке преподаётся история русского искусства и мировой художественной культуры. Зачисление в бюджетные классы осуществляется по результатам приёмных экзаменов. В Школу акварели Сергея Андрияки принимаются дети, достигшие возраста 10-11 лет. Это связано с тем, что в данном возрасте наиболее активно происходит формирование молодого сознания. Это период, когда начинается усвоение взрослого ощущения реальности, возникает возможность профессионального обучения. Именно в это время у художников закладывается правильная «постановка глаза».
В подготовительные внебюджетные классы принимаются дети и подростки более младшего возраста. При Школе акварели существуют группы, в которых основы профессиональных художественных знаний могут получать слушатели старших возрастов, в том числе взрослые.
Обучение рассчитано на то, чтобы любой учащийся, любой интересующийся искусством человек мог получить основы профессиональных знаний. Методика строится от простого к сложному. Базой обучения является рисунок, как общая основа всего изобразительного искусства. Даже самое «простейшее» задание педагог всегда исполняет вместе с учеником, на его глазах. Наглядность является самым коротким путём обучения в любой области, особенно в изобразительном искусстве.
Следование методике, понимание её целей и задач неотделимо от требовательности к учащемуся. Здесь особенно важна помощь педагога-художника. Рядом с воспитательным воздействием обучения, он своим влиянием, личным примером формирует в молодом человеке стремление к самовоспитанию, к активному познанию и осмыслению мира. Трудные упражнения нередко разъясняются и повторяются по нескольку раз. Упор в преподавании на начальном этапе делается на натюрморт. Все учебные задания направлены на то, чтобы место механического срисовывания занял метод художественного изучения объекта рисования. Это помогает превратить рисование в сознательный процесс. В результате ученик приучается думать с карандашом в руках. Это формирует развитие художественной логики, ведёт к живому наблюдению натуры. Каждое из заданий развивает предыдущее. Это позволяет основательно закрепить полученные навыки. Внутренняя динамика последовательности заданий заставляет учащегося активизировать творческое сознание, приучает к постоянному, незаштампованному наблюдению натуры
Начинающий художник не может перейти к следующему по программе заданию, если недостаточно освоил предыдущее. Это необходимо потому, что этап первых заданий закладывает важнейшие, базовые основы для всех будущих качеств ученика. При этом методика строится таким образом, чтобы эти понятия учащийся постигал от простого к сложному, рисуя с простых предметов. Для отдельных учеников неудача первых работ может стать психологической преградой для дальнейшей учёбы. Поэтому первые классы ведут наиболее педагогически талантливые художники. Их помощь в скрупулёзном рисовании и разъяснении ошибок помогает преодолеть возникшие «страхи», способствует внутренней уверенности начинающего. В результате любое «не получилось» неизменно сменяется маленькой самостоятельно завоёванной победой ученика.
Учащийся прежде всего знакомится с понятием трехмерной изобразительной формы. Цель упражнений - осознать и выявить в рисунке светотеневые отношения изображаемого предмета. В практике рисования он познаёт возможности, особенности тонального и живописного рисунка. Ему даётся представление, какими изобразительными средствами возможно добиться иллюзии зримой материальности предмета. На опыте педагога, в собственном рисунке он постигает способы и приёмы выявления признаков, характеризующих металл, стекло, драпировки, керамику и пр. Наряду с пониманием светотени он получает понятие пропорций. Практика и необходимые объяснения дают знания о началах перспективы, теории теней, важного для художника понимания «большого света» и «большой формы».
Не менее важное значение имеют обязательные упражнения на выполнение традиционных академических постановок. Это рисование драпировок, внимательные штудии классических гипсовых отливок. Учащийся рисует детали лица, части тела, лист аканта, капитель колонны и пр.
Помимо длительных учебных постановок, в обучении активно применяется и создание быстрых рисунков. В прохождение всего курса обучения включаются обязательные наброски с движущихся животных (в зоопарке). Учащемуся предлагаются задания по рисунку с домашних животных. Это помогает ощущению живой пластической формы, учит концентрации внимания и наблюдательности.
В сложных натюрмортах, помимо выявления светотени, соотношения масс и пропорций, особое внимание уделяется проблеме касания предметов. Учащийся приучается воспринимать отношения предметов друг с другом и окружающей средой. Длительное рисование помогает выработке наблюдения, развивает чувство композиции. Соединённая с этим тональная «разборка» рисунка помогает точнее понять законы света и цвета в природе. Вся цель обучения направлена на то, чтобы рисунок служил живописи. В нём должен происходить органичный переход от первоначального рисования к живописному воплощению натуры.
Этот принцип учёта живописности предметного мира и воздушной среды чрезвычайно важен в дальнейшем. Серьёзным этапом являются технические упражнения по овладению понятиями светосилы цвета. Многочисленны задания на растяжку цвета, на ровность покрытия им листа, изучение оптических особенностей взаимодействия дополнительных цветов, равновесия цвета, основ цветоведения. Цвет в тоне помогает выработать живописный подход к акварели. Не менее важны приёмы обучения учащегося мастерству использования кисти как основного инструмента художника.
Переходом от рисунка к акварели является чрезвычайно ответственный этап работы гризайлью. Строго соблюдается принцип отказа от применения в живописи белил. Как один из важнейших этапов - приучение учащегося рисовать в гризайли прямо кистью, без использования карандаша. Но с обязательным достижением точности формы, рисунка, пропорций. Здесь вновь повторяются задачи достижения в произведении иллюзии материальности разных групп предметов.
От гризайльной техники учащийся сразу переходит к полноцветной акварельной живописи. Начало обучения акварельной живописи направлено на приобщение учащегося к знанию всех основных технических возможностей материала. Задания вновь строятся от простых к сложным. При этом работа над простыми натюрмортами, с ясно фиксированным результатом при завершении задания, постепенно приводит к сложным задачам. Ученик постигает технику многослойных лессировок. Он обретает понятия цветового контраста, тёплых и холодных цветов. Здесь немалое значение играет как наработанное мастерство начинающего художника, так и его творческие возможности.
Затем следуют этапы написания интерьеров, архитектуры на пленэре, пейзажа, портрета. Как и в более ранних упражнениях, здесь предмет также изучается от более простых форм, с переходом к сложным. Встреча с заданием написать интерьер с особой силой стимулирует развитие ощущения пространственных отношений. По-новому осознаётся роль пропорций, распределения света в помещении. Рисунок листа, ветки, коры, силуэта и формы конкретного дерева дополняется вниманием к особенностям характерного участка почвы и пр. В каждом таком задании усложнение упражнений заставляет художника концентрировать своё внимание на рисуемом объекте, его характерных особенностях.
Работа над портретом начинается с рисования гипсовых образцов. Затем следует этап портрета натурного. Завершается работа над циклом портретов современников. При этом задачи развиваются от передачи сходства к выявлению характера, психологического состояния модели.
Для старших классов в Школе акварели обязательна летняя пленэрная практика. Изучение неповторимости колорита, цвета в тоне связаны с внимательным рисованием деревьев в связи с состоянием природного мира, атмосферы. Упражнения в рисунке и живописи архитектурных памятников обогащают внутренний мир учащегося, помогают росту интереса к истории культуры. Всё это помогает видеть окружающую действительность в единстве её живых, вечно изменяющихся черт.
Все эти этапы подводят учащегося к работе над композицией. Она осуществляется с учётом нужности её современным жизненным потребностям. Развитию художественных навыков учащегося способствуют занятия книжной иллюстрацией. Это развивает умение раскрыть в сюжете литературно-драматургические аспекты замысла. Важнейшая психологическая роль цвета неизменно направляет задачи обучения на всемерное внимание к колористическим качествам каждого произведения. Разумеется, что окружающая действительность также должна быть увиденной с учётом современного взгляда на жизнь.
Реализуя подобную методику, о которой в данной статье можно написать лишь в общих чертах, педагоги Школы акварели! многого добились. Учебный процесс на всех этапах сохраняет для учащихся притягательность. Видимые успехи в обучении помогают их дальнейшему росту. Постепенно растёт их уверенность в своих молодых силах. Многие из учеников Школы акварели Сергея Андрияки к настоящему времени успешно поступили в высшие художественные учебные заведения Москвы. При этом следует подчеркнуть, что все экспонируемые работы учащихся сделаны не особо одарёнными детьми. Это обычные дети. Многие из них несколько лет назад пришли в Школу акварели не умея рисовать.
В Альбоме также представлены учебные работы взрослых учащихся Школы акварели. Созданием подобного курса Школа акварели предоставила данному контингенту обучающихся чрезвычайно благотворную возможность. Сегодня мало в каком вузе может реализовать свою тягу к искусству, повысить или вновь обрести профессиональные художественные навыки тот круг лиц, которому по тем или иным причинам не удалось это сделать в юности. Школа акварели помогает реализовать такую мечту.
В Школе акварели активно и действенно осуществляется большая программа показа графических и живописных фондов из собраний столичных и региональных музеев России. Музейно-выставочный комплекс имеет площадь более 900 кв. метров. Его оборудование, оснащение выполнено на уровне мировых стандартов. Мы гордимся контактами, которые за эти годы возникли с музеями Москвы, Подмосковья, других городов. Это Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей истории Москвы, Государственный музей В.А. Тропинина и художников его времени, Государственный музей А.С. Пушкина, Государственный литературный музей и многие другие. Мы от всей души благодарны коллегам из музеев за отклик в предоставлении интереснейших выставок, оказавших чрезвычайную помощь в преподавании учащимся искусства, приобщению их к отечественной и мировой культуре. В музейно-выставочном комплексе школы прошли великолепные выставки из собрания Рязанского областного художественного музея, музея Санкт-Петербургской высшей художественно-промышленной академии, музея Московского высшего художественно-промышленного университета (б. Строгановское училище). Контактами с московскими антикварами Школа акварели обязана интересной выставке графического собрания эскизов и проектов «Неизвестный Фаберже». Восстановлению исторической справедливости и возвращению в отечественную культуру несправедливо забытых имён послужила большая экспозиция «Искусство Великой княгини», посвященная творческому наследию августейшей дочери императора Александра III Ольги Александровны Романовой. Школа акварели Сергея Андрияки показывает также творчество современных мастеров (Д.А. Белюкина, М.Г. Абакумова, наследие И.М. Година и пр.). В планах Школы акварели создание Музея акварели XVIII - XIX веков. Такой музей, как и ныне организуемые выставки, позволит детям учиться, дополнительно знакомясь с высокохудожественными подлинниками.
В Школе акварели активно функционирует редакционно-издательский отдел. Уникальное оборудование позволяет выпускать самую разнообразную продукцию. Издаются каталоги выставок, осуществляются переиздания уникальных старинных руководств по технике акварели (П.Марков и др.). Ведётся подготовка к печати альбомов, выпуск постеров. Всё это возможно благодаря высококлассным и подготовленным специалистам Отдела. Налажен также выпуск видеокассет с показом исполнения тех или иных методических заданий по акварели, с материалами, посвящёнными творчеству С.Н. Андрияки.
В составе Школы акварели действует багетная мастерская. Работающие в ней специалисты имеют художественное образование и большой опыт работы. Они способны оформить любое произведение таким образом, чтобы ярче оттенить его индивидуальные достоинства. В Школе акварели существует также художественный салон, осуществляющий торговлю материалами для художников, а также самыми качественными сортами импортной бумаги для акварели. В музейно-выставочном комплексе осуществляется обширная программа вокальных, музыкальных программ (классическая музыка, русский романс и пр.). Всё это помогает воспитанию учащихся быть не только художниками, но и культурно развитыми, широко образованными личностями.
Создание Московской государственной специализированной школы акварели позволило существенно улучшить состояние художественной подготовки, предоставляемой в Москве молодому поколению и широкому кругу любителей искусства. Коллектив Школы акварели за прошедшие пять лет добился существенных успехов. Значительны профессиональные творческие достижения многих учащихся. Но это только начало деятельности. Впереди много задач и важных для культуры Москвы дел.
Принято решение Правительства Москвы о создании Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Это будет новый тип высшего художественного учебного заведения, который позволит развить методы и принципы академического художественного образования. Академия будет готовить специалистов-художников, способных применить свои творческие силы в сфере изобразительного искусства, культуры, народного хозяйства, малого и среднего предпринимательства. Академия акварели и изящных искусств станет органическим продолжением принципов образования, полученного в Школе акварели.
В.ПОГОДИН,
2004г.